В детском возрасте родители сами формируют окружение ребенка. Гуляют на детских площадках, празднуют дни рождения, дружат с другими родителями. Однако, когда ребенок идет в школу, — уже он выбирает себе друзей. И чем старше он становится, тем сложнее сказать «Не дружи с ним или с ней», если приятели вдруг не нравятся.
Если вы переживаете за окружение своих детей, воспользуйтесь методикой «Круги близости» американского психотерапевта Мэрилин Мюррей. Так вам и вашим детям станет понятно, с кем лучше дружить, а кого сторониться.
Для этого используйте вот такой шаблон (выше). В центре должен находиться ребенок, а в последующих кругах его самое близкое окружение. Во 2 и 3 поля обычно записывают родителей, братьев/сестер, бабушек/дедушек и т.д. 4,5,6,7 круги предназначены для друзей, одноклассников и т.д.
Чтобы понять, кто из них должен располагаться ближе всех к центру, нужно ответить на следующие вопросы (по каждому человеку):
- Доверяю ли я этому человеку?
- Рассказываем ли мы друг другу о своих чувствах?
- Заботимся ли мы друг о друге?
- Приятно ли мне находиться рядом с этим человеком?
- Отношения с этим человеком безопасны?
- Вы можете позволить себе быть рядом с этим человеком быть ранимым и уязвимым?
- Этот человек меня подбадривает и поддерживает в моих достижениях?
- Есть ли у нас общие интересы?
Если получилось более трех «нет», стоит задуматься о том, заслуживает ли этот человек попасть в ближайшее окружение вашего ребенка? Насторожить должны и сплошные «да», тем более, если вы сомневаетесь по поводу какого-то товарища. Попробуйте задать ситуационные вопросы. Например, «Если Катя или Петя узнает твой секрет — она/он расскажет его кому-нибудь еще?».
Научите ребенка этой методике. Она с большой вероятностью поможет вашим детям разбираться в людях, оставлять в жизни лучших и быть уверенными них.