Есть сторонники раннего развития, которые уже с 2-х лет начинают занятия по освоению этого навыка. Но в то же время психологи, неврологи относятся к такому подходу негативно.
Почему нельзя начинать обучение чтению слишком рано?
Существуют определенные этапы психо-эмоционального и интеллектуального развития ребенка. И ребёнок их должен пройти по ступенькам в определенном порядке, не перескакивая через одну или две. Дело в том, что мозг ребенка в полной мере дорастает до сложного процесса осознанного чтения самое раннее к 5 годам, а в основном к 6-7.
Хорошо, скажите вы, ну, а что плохого в освоение чтения в 2 года?
Поясню. С самого своего рождения ребенок начинает познавать наш мир. Дети младше пяти лет мыслят картинками, образами, понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.
И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время ИГРЫ. Именно в игре ребёнок учиться понимать и чувствовать эмоции, учиться общаться. И если пропустить этот этап, наверстать все эти важные для человека навыки вы уже не сможете. Время будет упущено.
К чему это может привести?
- Неспособности понимать эмоции других людей, сопереживать им.
- Сложности в проявлении своих эмоций.
- Замкнутости, неуверенности в себе.
- Появлению различных комплексов из-за неумения выстроить отношения с другими людьми.
- Потере желания учиться.
Так что, не спешите учить читать, дождитесь 5 лет.
Но возраст - не единственное ограничение. Существует ряд основных признаков, по которым можно судить о готовности к обучению:
- понятная речь, отсутствие речевых дефектов (все звуки выговариваются, не проглатываются и не путаются местами в словах);
- довольно хорошо разговаривает, использует полноценные предложения, может описать своими словами то, что видит вокруг;
- удается сконцентрироваться на определенном виде деятельности некоторое время (лепка, рисование, конструирование).
Если ребёнок обладает этими навыками, то это говорит о готовности к занятиям.