Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
“Тот самый Мюнхгаузен».
С Праздником! Спасибо, что читаете "#Крещение Руси". Как всё было на самом деле» и «Владимир. #Святой и… Ужасный». Спасибо за лайки и подписки.
Мы уже Говорили, что многие не согласятся. Но, с нашей точки зрения, а её разделяют многие европейские историки, именно Сергий #Радонежский является символической фигурой для Русской #Церкви, олицетворяя именно русскую святость. Мы продолжаем, посвящённый ему цикл статей, и попытаемся пояснить – почему мы так считаем. Хотя уважаем мнение тех, кто придерживается такой же точки зрения, в отношении Серафима Саровского или Нила Сорского.
Так вот, Сергий (для большинства): это великий постник и молитвенник, учитель детей и благословляющий князя святой. Мы обо всём этом говорили и ещё поговорим.
И про медведя в лесу не забудем. Просто опишем потом, когда будем проводить аналогии между святым Сергием Радонежским и святым Франциском Ассизским.
Просто сегодня, мы хотим поговорить о другом. Святой Сергий – это не просто молитвенник и подвижник, учитель и создатель монастырей. Сергий – это глубокий философский мыслитель. И не важно, что после него не осталось трактатов. Сократ тоже не оставил письменного наследия. И #Иисус писал #Евангелия не сам.
Основой религиозной мысли святого Сергия был исихазм. Одним из важнейших создателей учения об исихии был Григорий Палама (1296 -1359).
Сына сенатора (рано осиротевшего) и воспитанника византийского императора ждала блестящая карьера. Тем более, что он был большим знатоком античной и #христианской философии, поклонником Аристотеля, знатоком истории и юриспруденции.
Но его заинтересовал Праздник #Преображения #Господня. Заинтересовал так, что он ушёл в монастырь.
Напомним, Иисус направился тогда на гору Фавор. Кстати, вот она.
Его сопровождали апостолы Иоанн, Пётр и Иаков. Они уснули у подножия, пока Он восходил наверх. Кстати, у А. Тарковского в фильме «Сталкер» вопроизведены позы в духе классической иконописи.
Но они проснулись. Увидели, что его лицо и одежды излучают некий Свет. А с ним беседуют пророки Моисей и Илия. Эти события были названы «Преображением Господним» – одним из величайших христианских Праздников.
Палама задался мыслью: а может ли обычный человек (не апостол) узреть «фаворский свет». Святой Палама приходит к мысли – да! Нужна «умная молитва» – то есть не тупое бормотание утреннего-дневного-вечернего «правила», а, простите, «погружение», пусть и не намного часов, но «погружение». Исихия – в переводе – «тишина», покой».
Нужно определённое дыхание в ходе этой молитвы (его заимствуют суфии, всегда позитивно относившиеся к православию).
Естественно, «радетели веры» тут же потребовали объявить Паламу еретиком. Так часто бывает. Но, к счастью, в данном редком случае, одноклеточные оказались в меньшинстве. В 40-е годы гонения закончились. Исихазм пришёл на Русь. Святой Сергий и его ученики стали последователями византийских исихастов. И, видимо, восприняли их судьбу.
Нет, их не обвинили в ереси. Но в XVIII-XIX веках, исихазм было запрещено упоминать в русских духовных академиях и семинариях. Шло «выхолащивание веры». О том, кем был НА САМОМ ДЕЛЕ святой Сергий Радонежский было запрещено говорить. А вот мы поговорим, пожалуй, ещё один раз. В следующую встречу. Мы расскажем: почему он святой для ВСЕГО Мира. Ну а потом будет – о политике и Церкви. Спасибо, что подписались. Спасибо, что ставите лайки.