Штрафовать водителей, попавших в ДТП из-за выбоин и ям на дороге, запретил Верховный суд
Штрафовать водителей, попавших в ДТП из-за выбоин и ям на дороге, запретил Верховный суд. Нести ответственность за такие аварии должны сами дорожники, подчеркнула высшая инстанция.
Девушка, пытаясь объехать яму на дороге, врезалась в дерево. Постановлением инспектора ГИБДД она была признана виновной за выезд на обочину, а также подвергнута штрафу. Доводы девушки о том, что причиной аварии стало препятствие - выбоина на дороге, не были приняты во внимание ни инспектором, ни судами.
При рассмотрении жалобы девушки Верховный Суд пришел к выводу о недоказанности судами вины девушки в данном правонарушении.
Удовлетворяя жалобу, Верховный суд принял во внимание факт того, что причиной аварии стала яма и разъяснил, что законодательство РФ предъявляет требования к содержанию автомобильных дорог: они должны быть целыми и обеспечивать бесперебойное движение транспорта.
А также указал, что ремонт и содержание дороги должны обеспечивать безопасность дорожного движения, но в материалах дела не имеется доказательств того, что на месте аварии стояли дорожные знаки, предупреждающие водителей о яме на проезжей части (Постановление Верховного суда РФ от 29.03.2022 г. № 14-АД22-2-К1).
Как показывает судебная практика, такие ситуации - не самая простая категория дел. Здесь важна причинно-следственная связь, которая часто бывает неочевидной.
Иногда назначают технические экспертизы, чтобы доказать, что яма не повлияла на возникновение ДТП, а если повлияла - то в какой мере. Результат экспертизы может быть таким, что вина дорожных служб составляет всего несколько процентов, а вина водителя, который не следил за дорогой, сильно гнал, еще столько-то процентов".
В ПДД есть пункт 10.1, где прописано, что водитель должен учитывать дорожные и метеорологические условия. И ответчики часто пользуются этим, пытаясь доказать вину водителя в ДТП с ямой.
Как же поступить автовладельцу, если попал в яму?
Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия.
Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой.
На месте происшествия инспектор составит схему аварии. В случае, если водитель не будет согласен со схемой ГИБДД, то может зафиксировать свои замечания при подписании.
К кому обратиться и как оценить ущерб?
Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано, как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика.
При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. В данном случае автовладельцу необходимо написать претензию в адрес ответчика. Выяснить, кто отвечает за конкретный участок дороги, можно в районной администрации, региональном подразделении, отвечающем за содержание дорог, или в ГИБДД.
Сумму возмещения определяет оценщик, который составляет специальный отчет.
В случае, если претензия останется без ответа в течении 30 дней, либо ответственная организация откажет в выплате, то автовладельцу необходимо обратиться в суд.
Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму. Это подтвердил Верховный суд. Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине. Но Верховный отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06.08.2019 г. по делу №83-КГ19-9).