Найти в Дзене

"ЧК во имя Божие отвратительно". Ответ Николая Бердяева Ивану Ильину

29 сентября 1922 года философы Бердяев и Ильин навсегда покинули Россию. Отношения между ними не сложились. А через три года, после книги Ильина "О сопротивлении злу силою", Бердяев написал на неё такой отклик, что разгорелся страшный конфликт. Мысли Ильина о том, что в борьбе со злом политикам и военным можно быть коварными и беспощадными, вызвали возражения Бердяева. Вот его аргументы. Почему дьявол часто побеждает Напрасно И. Ильин думает, что он достиг той духовности, отрешённости от страстей, которые дают право говорить от лица абсолютного добра. Добро И. Ильина очень относительное - приспособленное для целей военно-походных. Его книга - духовное и моральное наставление организациям контрразведки, охранным отделениям, департаменту полиции, главному тюремному управлению, военно-полевым судам. Может быть, такие наставления и нужны, но они принижают достоинство философа. ЧК во имя Божие более отвратительно, чем ЧК во имя дьявола. Во имя дьявола всё дозволено, во имя Божие не всё. Это
Оглавление

29 сентября 1922 года философы Бердяев и Ильин навсегда покинули Россию. Отношения между ними не сложились. А через три года, после книги Ильина "О сопротивлении злу силою", Бердяев написал на неё такой отклик, что разгорелся страшный конфликт. Мысли Ильина о том, что в борьбе со злом политикам и военным можно быть коварными и беспощадными, вызвали возражения Бердяева. Вот его аргументы.

Николай Бердяев (1874 - 1948)
Николай Бердяев (1874 - 1948)

Почему дьявол часто побеждает

Напрасно И. Ильин думает, что он достиг той духовности, отрешённости от страстей, которые дают право говорить от лица абсолютного добра. Добро И. Ильина очень относительное - приспособленное для целей военно-походных. Его книга - духовное и моральное наставление организациям контрразведки, охранным отделениям, департаменту полиции, главному тюремному управлению, военно-полевым судам.

Может быть, такие наставления и нужны, но они принижают достоинство философа. ЧК во имя Божие более отвратительно, чем ЧК во имя дьявола. Во имя дьявола всё дозволено, во имя Божие не всё. Это причина того, что дьявол всегда имеет в нашем мире больший успех.

Разделение мира на две расы

Демоническое, инквизиторское добро - это моральное извращение. Ильин заразился ядом большевизма, его духом, проникнутым насильничеством и злобностью.

В сущности, большевики вполне могут принять книгу Ильина. Ведь именно они считают себя носителями абсолютного добра и во имя его сопротивляются силой всему, что считают злом. Именно большевикам свойственно резкое разделение человечества на два воинствующих лагеря, из которых один знает абсолютную истину и действует во имя абсолютного добра, другой же находится во тьме и зле.

Ильин не просветлён тем христианским сознанием, что весь род человеческий поражён первородным грехом. На самом деле люди не делятся на расу добрых, призванных бороться со злом силой, и расу злых – объект воздействия добрых.

Всякая ли власть - носитель добра?

Ильина могут спросить: а оправдано ли, с его точки зрения, тираноубийство? Оправдано ли революционное восстание как сопротивление силой власти, ставшей орудием зла и разлагающейся? Существует ли право на насильственную революцию, если она вызвана злом старого строя жизни?

Между тем книга И. Ильина явно хочет бороться против духа революции, в этом её пафос. Или И. Ильин думает, что всякая власть, всякий государственный строй, установившийся и сложившийся, есть носитель абсолютного добра?

Большевики не торгуют в храме

Приводя евангельский текст об изгнании торговцев из храма, Ильин под торговцами, которых нужно изгнать бичом, имеет в виду большевиков и вообще революционеров. Но именно к большевикам никак не может быть отнесено это место. Большевики не торгуют в храме и не находятся в храме. Они извне разрушают храм. Это совсем иная ситуация.

Торговцами же в храме действительно часто являются единомышленники Ильина, преобразующие Церковь в средство для осуществления своих не религиозных, а политических целей. И многих из них действительно следовало бы изгнать из храма бичом.

Христианский взгляд на государство

Книга Ильина исполнена веры в то, что государство как носитель абсолютного добра должно бороться со злом и может его победить. Это не христианский взгляд. Государство должно ограничивать проявление зла в мире. Но государство по природе своей совершенно бессильно побеждать зло и такой задачи не имеет. Бороться с внутренним источником зла и побеждать его может Церковь. Лишь Церковь имеет это призвание.

Человеческое общество, бесспорно, не может существовать без власти, которая силой ограничивает проявления злой воли. Но этой неизбежной в греховном мире функции не следует придавать церковного значения. Полицейский – нужная в своём месте фигура, но её не следует слишком тесно связывать с абсолютным добром. Кесарю нужно воздавать кесарево, а не Божье. Весь же пафос И. Ильина в том, что он кесарю воздаёт Божье.

Самые опасные люди

С точки зрения христианской веры существуют лишь два начала, которые могут победить зло в его корне. Это – начало свободы и начало благодати. Спасение от зла - дело взаимодействия свободы и благодати. Принуждение же и насилие может ограничивать проявление зла, но не может бороться с ним.

Как и все инквизиторы, И. Ильин верит в принудительное и насильственное спасение и освобождение человека. Он придаёт принуждению, идущему от государства, благодатный характер, – оно превращается в непосредственное проявление любви, как бы действие самого Бога через людей.

Все реакционные и революционные инквизиторы, начиная с Торквемады и до Робеспьера и Дзержинского, почитали себя носителями абсолютного добра, а нередко и любви. Они убивали всегда во имя добра и любви. Это – самые опасные люди.