Приветствую вас, дорогие друзья!
Давненько у нас с вами не было трамваев. А я как-то во время февральской оттепели как раз понял, что довольно давно их не снимал и про свою идею со временем описать всю трамвайную сеть Москвы. В этой связи я решил прогуляться по линии, идущей от Угрешской улицы до метро «Пролетарская». Погода, конечно, была так себе и на улице было грязновато, но всё же я не считаю это поводом сидеть дома и ждать лета. Как говорится, «у природы нет плохой погоды». Рассказ будет в двух частях и сегодня часть 1-я. В общем, давайте гулять!
1. Итак, конечная трамвайная станция «Угрешская». Открыта в 1930 году вместе с линией от Симоновского вала и стала обслуживать маршруты № 43 (на тот момент Богородское- Угрешская), который единственный из всех обитает здесь и поныне, а также маршрут № 51, который просуществовал здесь до 1938-го года (более подробно здесь).
В 1932-м году к ним добавился маршрут № 40 (Киевский вокзал - Угрешская). В 1932-м маршрут был продлён от Киевского вокзала до Потылихи, затем в 1937-м году его новой второй конечной стала улица 10 лет Октября, в 1943-м площадь Ногина. В 1947-м он стал ходить до метро «Кировская» (ныне «Чистые пруды»), в 1961-м был урезан до Таганской площади, а в 1971-м и вовсе отменён. Уже в наше время, в 2009-м году маршрут был возрождён и стал ходить от Новоконной площади до Угрешской. Однако в 2018-м году в связи с ремонтом путей маршрут вновь был "временно" отменён, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное (более подробно об истории маршрута здесь).
В 1933-м году на кольце появляется маршрут № 20 (Угрешская - Сокольническая застава), в 1935-м с другого конца он сокращается до Комсомольской площади, затем в 1936-м он уходит отсюда на конечную Завод «Клейтук» и возвращается лишь в 1960-м, но уже до Курского вокзала. В 2006-м маршрут обрезается до 2-й улицы Машиностроения, но в 2008-м снова приходит на Угрешку. Однако 23 декабря 2017-го, маршрут вновь уходит с Угрешки и обрезается по Красноказарменной площади. Сейчас он и вовсе временно отменён (более подробно о его истории здесь).
В 1943-м году сюда приходит маршрут № 12 (Угрешская - Ленинская слобода), в 1948-м продлевается до «Автозаводской», но уже в 1949-м он отменяется и более в обновлённом виде сюда не возвращается (более подробно здесь). С 1973-го 1976-й здесь также работает маршрут № 15 (Угрешская - Нагатино), который затем более сюда не возвращается (подробнее здесь).
2. И, наконец, ныне обитающий здесь маршрут № 43, который появился здесь вместе с открытием линии, в 1944-м был сокращён до 2-й улицы Машиностроения и вернулся на Угрешскую только в 1971-м и тогда ходил до метро «Семёновская». В 1988-м году его второй конечной становится метро «Измайловский парк», но в 1994-м ею вновь становится «Семёновская». В 2006-м его опять переводят с Угрешки на 2-ю улицу Машиностроения, но в 2008-м возвращают назад. 30 августа 2014-го года из-за ремонта путей сокращается от метро «Семёновская» до 3-й Владимирской улицы через метро «Авиамоторная», а 15 июня 2021-го года маршрут № 43 обрёл свой нынешний вид: Угрешская - ДК «Компрессор»-метро «Авиамоторная» (кольцо проезд Энтузиастов). Также в 1987-2006 и 2008-2009 годах существовал сокращённый вариант маршрута № 43к (метро «Пролетарская» - Угрешская).
До конца 2020 года здесь находилось единственное в Москве соединение трамвайных и железнодорожных путей (гейт), использовавшееся для транспортировки новых трамваев, только что поступивших на станцию Угрешская на базу снабжения «Мосгортранса» и их дальнейшего распределения по депо основной сети Московского трамвая (в Краснопресненское депо вагоны поступали на трейлерах). В декабре 2020 г. в связи с закрытием базы снабжения «Мосгортранса» и началом строительства на её территории нового трамвайного депо (теперь передумали и строят автобусный парк) соединение было выведено из эксплуатации и частично демонтировано.
3. Остатки гейта как раз видны на фото. Впрочем, я хочу в будущем написать подробный исторический рассказ о станции Угрешская, где я коснусь этого вопроса более детально.
4. Начинаем двигаться в сторону «Пролетарской». Ранее здесь было одноуровневое пересечение трамвайной линии с подъездными путями бывшего химического завода «Синтез» (слева) от станции Угрешская. Впрочем, этого момента я лучше также подробнее коснусь в будущем рассказе об Угрешской.
5. На Угрешской улице фактически отсутствуют какие-либо жилые здания, поэтому такая погода была прямо под стать мрачной суровой эстетике остатков промзоны.
6. На 43-м маршруте работают исключительно Витязи.
7. Остановка «Городской сборный пункт». Справа можно увидеть здание самого сборного призывного пункта Военного комиссариата г. Москвы, который в народе зовётся просто «Угрешка». Сюда свозят всех призывников Москвы, собирают в команды и отправляют в войска.
8.
9. Взгляд назад.
10.
11. Остановка «Южнопортовая улица» у перекрёстка с одноимённой улицей.
12. Симпатичное здание администрации бывшего химзавода «Синтез» 1930-го года постройки. Изначально это был жилой дом.
13. Взгляд назад. Справа - административно-офисное здание, построенное в 1960 году. Ранее включало в себя функцию проходной на территорию бывшего завода «Синтез». Он тянулся вдоль всей Угрешской улице по той стороне. Теперь это, как водится, бизнес-квартал IQ-Park.
14. Линия пересекает Южнопортовую улицу в направлении Шарикоподшипниковского (как же я люблю этот топоним!) путепровода.
15. Путепровод над МОЖД (МЦК) сооружен в 1966 году, на месте старого дореволюционного путепровода. Соединяет Южнопортовую и Шарикоподшипниковскую улицы, от последней он и получил своё название. Авторы проекта: инженер И.Ю. Аршавский, архитектор К. Н. Яковлев. Реконструирован в 2000-2001 гг. во время строительства ТТК.
16.
17.
18. Красавцы!
19.
20. Идём по путепроводу.
21. Южная горловина станции Угрешская МОЖД и платформа МЦК Дубровка.
22. ТТК.
23. И вот мы на Шарикоподшипниковской улице. Здесь расположено трамвайное разворотное кольцо «2-я улица Машиностроения».
24. Кольцо было открыто в 1937 году на действующей линии от Симоновского вала до Угрешской. Ранее носило название «Подшипниковый завод». Первым маршрутом, пришедшим сюда в 1937 году был № 7 (улица 10 лет Октября - Подшипниковый завод), который просуществовал здесь лишь до 1940-го года (подробнее тут). В 1938-м году сюда переводится с Угрешки упомянутый выше маршрут № 51 (Ленинские горы (затем с 1939-го - Калужская застава) - Подшипниковый завод). В 1943-м он был отменён и возрождён уже в другом месте (подробнее здесь).
25. В 1944-м сюда переносится 43-й (площадь Журавлёва - 2-я ул. Машиностроения), затем в 1946-1954 - Преображенская застава - 2-я ул. Машиностроения. В 1954-м году маршрут с другого конца сокращается до Сокольнической заставы, а в 1958-м его второй конечной становится метро «Семёновская». Далее в 1971-м году он вновь переводится на Угрешскую, а сюда возвращается лишь на короткий промежуток в 2006-2008 гг. (подробнее здесь). В 1957-1960 и 2006-2008 здесь обитал и знакомый нам маршрут № 20 (2-я ул. Машиностроения - Курский вокзал). Подробнее о нём можно почитать тут. В 1964 - 1973-м годах кольцо является конечной маршрута № 15 (2-я ул. Машиностроения - Нагатино), который ныне обитает в Строгино (подробнее тут).
26. В 1971-м сюда приходит маршрут № 49 (2-я ул. Машиностроения - Балаклавский проспект), затем в 1971-м году он продлевается с другого конца до улицы Красного Маяка, но в 1986-м резко сокращается до «Автозаводской», а в 1987-м и вовсе отменяется (детальнее тут). В 1987-м сюда переводятся маршруты № 12 (2-я ул. Машиностроения - проезд Энтузиастов), который работает здесь и поныне только теперь он ходит отсюда до 16-й Парковой улицы (подробнее здесь), а также маршрут № 46 (Ул. Подбельского - 2-я ул. Машиностроения), затем в 1988-1992 его урезают до Богородского, а затем возвращают к метро «Ул. Подбельского», но в 2001 он уходит со 2-й ул. Машиностроения к метро «Пролетарская» (подробнее тут). Также здесь в 1999-2000 гг. чуть-чуть поработал маршрут № 35 (2-я ул. Машиностроения - Новоконная площадь), но более он сюда не возвращался (детали тут).
Кстати, есть информация для тех, кто пользуется данными маршрутами, что из-за строительства новых путей на Курском и Горьковском направлениях и перекрытия части Шоссе Энтузиастов (в т.ч. части трамвайной линии по нему, а также линии в районе Рогожской заставы), с 20-го мая примерно на год, 12-й трамвай будет ходить от 16-й Парковой только до «Авиамоторной», а 43-й скорее всего будет продлён до 3-й Владимирской улицы.
27. Рядом с остановкой расположен вот такой мощный десятиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом постройки 1958-го года.
28. Шарикоподшипниковская улица. Названа в 1930 году по строящемуся здесь в то время 1-му Государственному подшипниковому заводу, который вступил в строй в 1932 году. Справа виднеется здание в стиле постконструктивизма бывшей поликлиники, а затем музея истории 1-го ГПЗ, построенное в 1937 году. Пишут, что ныне это торговый комплекс «Асеан».
29. Отражение.
30. Обратите внимание, очень порадовало, что на Шарикоподшипниковской улице сохранились изящные старые консоли контактной сети со звёздами. Я даже и не знал, что на такие где-то вешали трамвайную контактную сеть, встречал только троллейбусные, которые исчезли вслед за троллейбусом. А оказывается есть, несколько штук их осталось на Шарикоподшипниковской улице. Может быть, где-то ещё есть.
31. Симпатичный дом по адресу Шарикоподшипниковская ул., 32. Ещё довоенный. Построен в 1938-м году. А из-за него торчит корпус № 1 уже современного ЖК Vitality. Как падки девелоперы на иностранные слова и как страшно далеки они от народа...
32. Взгляд назад.
33. Приближаемся к метро «Дубровка».
34. Около метро до сих пор сохранился вот такой изгиб трамвайного пути, который возник в результате строительства выходов из метро. Когда в 90-е годы строили эту станцию (открыта 11 декабря 1999 г.), были проблемы с прокладкой наклонного эскалаторного хода и финансированием, поэтому вокруг стройплощадки для трамваев пути были проложены в обход. В мае 2000-го пути спрямили, вернув их практически на прежние оси, но не до конца. Небольшой изгиб так и остался. Смотрится, впрочем, довольно живописно.
35. Линия на фоне ТК «Дубровка», который расположился в бывших цехах Шарикоподшипникового завода, построенных в 1932–1934 гг.
36. Взгляд назад.
37. У метро. Вдали слева виднеется высотка НПО «Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения» (ЦНИИТМАШ).
38.
39. Бывшие цеха завода, которые сохранились в более-менее аутентичном виде.
40. Подходим к перекрёстку Шарикоподшипниковской, 1-й Дубровской и Новоостаповской улиц. Остановка «Новоостаповская улица».
41. Шарикоподшипниковская вместе с трамвайной линией уходит наискосок левее.
И на этом месте мы пока остановимся. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. А продолжение читайте во второй части, которая уже опубликована. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!
И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!
Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!
#москва #транспорт #трамвай #мцк #угрешская #дубровка #ювао #южнопортовый #история #архитектура