"– Прости, – сказала она. – Все прости.
В том мире, где теперь ты, нет ненависти,
нет страстей; ты мёртв, и я отдохну".
А.С. Грин "Блистающий мир"
Возможно, из-за "кровавого" названия хотелось мне посмотреть данный фильм поскорее и покончить с ним. Предчувствие меня не обмануло: четырёхсерийный этот детектив стал для меня, пожалуй, самым невыносимым в актёрской биографии Даниила Страхова. Невыносимым из-за переполнившего меня с первых минут негодования, вызвавшего желание произносить не свойственные моей речи плохие слова...
В первой своей рецензии - сразу после просмотра в 2019 году - я высказала не слишком высокое мнение о фильме вообще. Я и теперь не могу сказать, что он в целом очень хорош. Но мимо него, честное слово, пройти было мне невозможно.
Не отнесла бы я данное произведение только к детективам, в нём многое - от мелодрамы, хотя сюжет, как и положено объявленному жанру, начинается с преступления - со смерти журналиста Александра Логинова (Даниил Страхов), картину которой на протяжении четырёх серий пытается восстановить по просьбе внучки старый адвокат Саркисов (актёр Армен Джигарханян).
Обычно детективный жанр доставляет мне удовольствие: подхваченный интригой, идёшь по следу преступника, не расстраиваясь, хотя это было бы естественно - кто-то же непременно пострадал. Но детективы выстроены так, что происшествие служит лишь завязкой увлекательных приключений главного героя - чаще всего симпатичного сыщика, а жертва... Жертву не знаешь, она - уже неодушевлённый предмет, и все переживания твои, связанные с расследованием, вознаграждаются неминуемым торжеством в финале.
Здесь всё было иначе: чем дальше, тем больнее, и уже не важно, чья рука нанесла роковой удар, потому что погибшего, с которым постепенно знакомишься всё ближе, с каждым шагом мучительно осознавая неотвратимость потери, это не вернёт... И никому не принесёт не то что радости, но даже облегчения настоящее имя убийцы...
Тяжёлый фильм. Сначала я отнесла это к недоработке его создателей - мне сложно было поверить, что люди могут быть настолько бессердечными, подлыми и, главное, настолько слепыми в своём стремлении потреблять, брать, использовать, подобно гусеницам, для которых весь смысл существования заключается только в утолении своего личного голода, кажущегося им - и ведь с их точки зрения, справедливо - самым важным, что может быть в жизни, оправданным, разумным и даже единственно верным. Я, к счастью, такого в жизни не встречала, отчего описать мне рассказанное в данной истории трудно...
Трудно представить, чтобы человек, позиционирующий себя настоящим мужчиной и другом, но словно намеренно - ради самоистязания - выбравший себе в приятели парня, рядом с которым его в упор не видят девушки (и не во внешности, поверьте мне, здесь дело), пошёл на откровенную, грубо скроенную, манипуляцию, оправданную (по его мнению, несомненно) великой и несчастной безответной любовью. А Виктор Кромин (актёр Никита Зверев) - пошёл. Надел на себя маску страдальца Пьеро и с обречённостью "страшненькой подружки" преданно ходил по пятам взаимно влюблённого, собирающегося жениться друга и его счастливой невесты, тяжкими вздохами и по-собачьи тоскливым взглядом срывая цветы жалости в саду чужой любви, а когда понял, что этого мало... бросил институт и героически, напоказ (нет, он, конечно, хотел это скрыть, но все узнали!) отправился добровольцем в Чечню - погибать, прямо как виконт де Бражелон, чтобы любимая, если он не вернётся, не дай бог, не была безмятежно счастлива с его другом, а всю жизнь мучилась из-за своей "жестокости"... А если вернётся инвалидом... О, это - беспроигрышный ход, лежачего ведь не бьют...
Непонятою мной осталась и Лариса (актриса Ольга Ломоносова), ставшая "яблоком раздора" между друзьями, потому что я не представляю, как можно, любя одного, из жалости выйти замуж за другого. Она и Виктор были мне противны непреодолимо, потому что оба - один из желания заполучить чужое любой ценой, другая - из стремления выступить в роли "матери Терезы", сделав красивый и самоотверженный жест, - растоптали чувства своего друга и любимого человека, даже не попытавшись за его полными отчаяния шутками на свадьбе разглядеть страдание: у того, кто красив и весел, кто не мчится в "горячую точку" погибать от любви, болеть нечему и ломать нечего...
Такое впечатление, что каждый за что-то мстил Логинову. "Друг" - за то, что десятилетие терпел рядом с собой жену-сиделку, отдавшую себя в жертву ему, "пострадавшему за любовь", любимая женщина - за то, что "красивый" жест обернулся постылым союзом и что спустя годы она не может его разлюбить... Тамара Хлебникова (Алёна Хмельницкая) - за то, что, продавшись за дорого перспективному бизнесмену и став хозяйкой журнала, не может забыть, кто и как её привёл в журналистику и помог выпутаться из грязной истории, грозившей репутации мужа. Студентка и давняя соседка по даче Лаура, в восемнадцать лет выглядящая ровесницей своего тридцатилетнего преподавателя, - за то, что настырно напяливала на взрослого женатого мужчину, у которого не сложилась жизнь, хранимый с детства образ "прекрасного принца", за то, что "позволила себя соблазнить" и представления, конечно, не имела, о последствиях...
И они все, из-за него "натерпевшиеся", как могли, старались отыграться, перещеголять друг друга в предательстве, неблагодарности и эгоизме. На этом фоне как-то не замечалась жена Катя, серая мышка, нечаянно, как букет, поймавшая небрежно сброшенное, ненужное красавице Ларисе счастье, единственная, кто ощутил настоящее горе, когда с ним случилась беда.
Посмотрев фильм повторно, я не столь стала категорична относительно того, получился ли он таким, как его задумали. Возможно, как раз отвращение, вызванное всеми почти персонажами, является не минусом, а плюсом картины - свидетельством, что моё отношение и замысел режиссёра совпали? Значит, и актёры справились со своими ролями отлично.
Ольга Ломоносова - показав торжество своей героини, которую любят двое, сделав никем не ожидаемый выбор и нанеся смертельный удар тому, кто ей нравился больше (что-то не верится мне в её любовь...), власть её "хочу", когда она решила устроиться в одну редакцию с Логиновым, когда пришла к нему первая, её, как показалось мне, полное облегчения выражение лица, когда увидела его мёртвым... Никита Зверев - исполнив роль случайно отхватившего крупный куш увальня, с которым всю жизнь все носятся, отдавая ему руку и сердце, кресло главного редактора и пр.
Лаура Кеосаян - изобразив великовозрастную "девочку" с прокуренным голосом, сладко засыпающую в детской кроватке в обнимку с плюшевым мишкой, которую любящие дедушка и бабушка забыли вовремя "спустить с колен", обиженную своим кумиром до такой степени, что...
Помнится, в первый раз мне хотелось бросить смотреть на первой же серии. Раздражение и ненависть - не лучшие чувства, какие может вызвать произведение. Главной же причиной, почему досмотрела я историю эту до конца и вернулась к ней вновь через месяцы, стал персонаж Даниила Страхова. В отличие от многих его героев - безоговорочно прекрасных, как в "Знахаре", в "Обнимая небо", в "Исаеве", "Инкассаторах" и т.д., - нельзя Александра Логинова назвать стопроцентно положительным. Весь фильм он словно испытывает зрительскую симпатию, то выступая в роли легкомысленного самоуверенного красавца, легко нравящегося девушкам, шутя завязывающего случайные знакомства, то проявляя себя неверным мужем и коварным соблазнителем, грубо отшившим несчастную влюблённую девушку. И всё-таки именно его история для меня состоялась, именно он вызвал в итоге подлинное сочувствие...
Взяла меня за живое трагедия человека, прожившего двенадцать лет со смертельной раной в сердце, у которого свора потребителей отняла всё: любовь, возможность быть счастливым и верным мужем и отцом, карьеру, душевное спокойствие и... в конце концов, жизнь. В не самом любимом моём фильме Даниилу Александровичу случилось исполнить одну из самых незабываемых, на мой взгляд, своих киноролей. У Логинова, в силу многих причин, судьба должна была сложиться счастливо: он ничего не совершил изначально такого, чтобы было иначе... Банальная фраза, но какая же верная здесь: не родись... красивым. Кажется, всё было: и умопомрачительная внешность, и обаяние, и живой, открытый, лёгкий характер, не позволяющий на пустом месте создавать проблемы, и отзывчивость, и кое-какие принципы, делающие его хорошим другом и неплохим отцом... И неожиданное для мужчины "подобного сорта" постоянство чувств...
Но... у него же "всё и так есть", зачем ему любовь, дружба, продвижение по службе..? Сердобольные отдают это всё "нуждающимся", его оставляя один на один с внутренней болью и разочарованием.
Естественно и искренне выглядел этот персонаж во всех сценах - и в самых трогающих душу. Я смотрела на примчавшуюся к нему впервые за двенадцать лет Ларису - и сердце у меня колотилось, словно это моё первое свидание. Я была на его стороне во всех его диалогах с Катей, с Виктором, с Лаурой, как бы прямолинейно и жёстко он ни высказывался.
Мне всегда интересно наблюдать, как актёр играет человека, который играет (как в "Исаеве", например): когда за внешним прячется противоположное внутреннее. За показной весёлостью, несерьёзностью, дающимися, знаю, гораздо труднее по жизни, чем неприкрытые скорбь и уныние, таится глубокое переживание, которому нет выхода, оттого и показывать его незачем и... некому: не поверят, не поймут. Остаётся смеяться и шутить, задевая и раздражая окружающих с их "настоящими" печалями, свои всё время оставляя при себе: не смея ревновать, когда любимая девушка по-дружески обнимает отчаявшегося поклонника; оставляя попытки достучаться, когда она ускользает к "пострадавшему во имя неё", потому что и отношений с ним "по-мужски" не выяснишь; снося очередной "удар под дых" от жениха-инвалида, ведущего твою любимую на своё брачное ложе; проглатывая обиду, когда "другу" достаётся твоё, по справедливости, место в редакции (и "друг", как и невесту, простите за грубость, "хавает" его, не пытаясь даже из вежливости сопротивляться)... И как они возмутились бы, скажи ты им в лицо всё, что о них думаешь!
Хоть какое-то облегчение испытывала я от того, что Александр Логинов чаще всего и не молчал: резкие слова его в адрес всех возмущавших меня хотя бы отчасти уравновешивали мои эмоции... В последнем монологе его, адресованном убийце, каждое слово, ранящее, жестокое, словно в агонии произнесённое, как все его слова в тот последний вечер, когда он никого не щадил, потому что и его не щадили, откликалось в моей душе.
На самом деле, как ни тяжело было смотреть, но благодарна я режиссёрам за это острое повествование, благодарна известным мне до того актёрам Армену Джигарханяну, Владимиру Долинскому и Алёне Хмельницкой, открывшимся мне здесь Н.Звереву, О.Ломоносовой, Е.Добровольской, Е.Семёновой, Л.Кеосаян, И.Стебунову и другим за то, что через презрение, отвращение, сочувствие, опустошение, вызванные их разной по силе воздействия, но качественной игрой, что-то важное открылось и отпечаталось в моём сознании. Не сопереживая ни на миг ни Виктору, ни Ларисе, ни Лауре, я прониклась горем ещё двух персонажей, ставших совершенно невинными жертвами описанных в картине событий, - старомодных и слепых в своей любви стариков...
За самую глубокую и проникновенную драму, подаренную мне этой работой, благодарю любимого актёра, показавшего судьбу человека, всю жизнь раздававшего себя окружающим, хватавшимся за него и берущим у него, которого за ненадобностью бросили умирать в одиночестве и который так мало держался за жизнь, что даже чувство самосохранения не сработало... Эмоционально, живо, волнующе - так исполнена эта роль, впрочем, как и все в списке работ Даниила Страхова.
В конце, цепляясь всей душой за умирающего, я - не знаю, почему - вспомнила один из любимых своих романов - "Блистающий мир" Александра Грина: в нём главного героя ненавидели и преследовали за то, что он умел... нет, не "смотреть на солнце, не мигая" – всего лишь летать, чем сильно тревожил сердца, мешая не желавшим становиться бабочками проживать свою жизнь, ползая по земле...
#Даниил Страхов #актёры #любовь на острие ножа #сериал #ольга ломоносова #алена хмельницкая #армен джигарханян #лаура кеосаян #никита зверев