Найти тему
ЛизаАлерт Питер

«Эээ... А что такое ПСР?»

Вначале ты долго следишь за отрядом в соцсетях и почти ничего не понимаешь. Потом всё-таки записываешься на вводную лекцию, однако после нее вопросов становится даже больше. Но проходит всего пара месяцев – и ты уже настоящий поисковик. Срываешься на другой конец области по сигналу тревожного чата, по-другому относишься к одиноким старикам на улице, а глядя на соотрядников в рыжем, понимаешь: я дома, среди своих.

О том, как выглядит этот путь, рассказывает Валентина (Валенсия), она пришла в «ЛизаАлерт» только в этом году:

– Все мы прописываем свои желания на Новый год. Накануне 2021-го одним из моих желаний стало вступить в «ЛизаАлерт». Прошел год, а я только подписалась на группу питерского отряда и... всё. Больше с моей стороны не было никаких движений в этом направлении. Я выжидала. Чего? Не знаю.

В ноябре была лекция для новичков, но на неё я не попала. Сначала болели и дети, и я, потом школа, тренировки, не до того. Было некогда. О каком добровольчестве может идти речь, ведь надо носиться по всему региону, ловить потеряшек. Да-да, я думала, что добровольцы хаотично бегают по городу и лесу в поисках всего и вся. Сейчас уже могу сказать, что это откровенная глупость и от истины весьма далеко.

На вводную лекцию я попала только год спустя после загаданного желания – в январе 2022-го. Потом – два месяца в новичковом чате. Лекции, вопросы, впечатления, размышления: оно мне надо вообще или и так нормально жилось? Жилось, конечно, нормально, но дух приключений спокойно спать не давал.

На практике в Сосновке
На практике в Сосновке

Помню ощущение, когда «новичковая» подходила к концу. Ещё пара дней – и наш любимый чат закроют. Он останется только в воспоминаниях, в нескольких сохраненных сообщениях и больше не повторится. Не будет первой лекции, с которой уйдешь в полном осознании, что тебе абсолютно ничего не понятно. Не будет Сосновки, когда я вымокла по пояс, но получила невероятный кайф. Не будет бесконечных вопросов в чате: а какие берцы в лес лучше? а какой компас? а точно этот, мне другой приглянулся? а фонарь, а аккумы какие, а рюкзак?..

— Так! Стоп! Не надо покупать оборудку, вам все выдадут на ПСР.

— Эээ... А что такое ПСР?

Знаете, это та самая светлая грусть, которая накатывает, когда закончил школу. Печально расставаться с чем-то хорошим, зато впереди ждет много нового. А ещё приятно осознавать, что я уже не в гостях, а дома.

Теперь я понимаю, что «ЛизаАлерт» — это ответственность. Существуют занятия, где можно ошибаться. Действительно можно, и ничего страшного, в принципе, не произойдет. Поисковик же не имеет права на ошибку. Ведь от нас зависит жизнь человека. Казалось бы, простая оклейка, ты пропустил перекрёсток или остановку, а в результате тот самый главный свидетель, который встречал потерявшегося, не увидит ориентировку, не позвонит на горячую линию отряда, не направит поиск на верный путь.

И так с любой задачей, каждая из которых — это шанс сократить время поисков. Каждый «Найден жив» — это эйфория.

Меня недавно спросили: «Вот ты съездила, но сама человека не нашла. Как к этому относишься?». Да неважно, кто нашел, главное — поиск закончился. А это результат коллективного творчества.

-3

А ещё стремительно меняется взгляд на мир. Ведь помогать можно не только в рамках поставленной координатором задачи. Иногда достаточно просто быть немного внимательнее к окружающим.

Однажды, возвращаясь с поиска, я увидела одинокого растерянного дедушку. Вышел холодной ночью в аптеку, которая оказалась закрыта, и заблудился в собственном квартале. Так бывает. То утро он встретил в больнице, в тепле, под присмотром врачей, но это могла быть совсем другая история.

Вечером после отрядных курсов первой помощи я, уставшая, поехала домой. И только тронулась с парковки, как увидела, что рядом с моей машиной падает человек. «Вам помочь? Скорую вызвать?» От помощи медиков женщина отказалась, но согласилась на мое предложение довести её до дома. На пути нерегулируемый пешеходный переход и большой сложный перекресток. Дошли, теперь всё будет хорошо.

-4

У каждого поисковика свой список таких не начавшихся поисков. Просто потому что не прошли мимо. Помочь может каждый – именно эта идея объединяет людей в «ЛизаАлерт». Каждый раз, приезжая на поиск, думаешь, какие они чудесные – сильные духом, небезразличные. А ведь в обычной жизни мы бы даже не встретились.

А ещё в отряде множество направлений. С городскими задачами я справляюсь без проблем, но из-за сильнейшей аллергии на всё подряд в лес мне нельзя. Подумала – и пошла учиться на регистратора. Уже была на первом выезде в новом качестве, искали 76-летнюю бабушку. Было страшно не справиться с обязанностями, но вместе с другими добровольцами в том поиске участвовала старшая направления регистраторов Эрика – если бы что-то пошло не так, успокоила бы и помогла. Помню, что рассвет в то утро был очень красивый. И почему-то мелькнула мысль: сегодня всё будет хорошо. Такое утро... точно будет! В пять утра — «стоп, все в штаб, проверка информации». Ещё немного — и «найдена, жива»! Прекрасное начало на новой стезе. Этот поиск я запомню навсегда.

Порой так сложно объяснить близким, зачем эти бессонные ночи. Как зачем? Ради двух слов. Найден. Жив.

P.S.

ПСР – поисково-спасательные работы.

Оборудка – оборудование (фонари, рации, навигаторы и т.д.).

Сосновка – парк в Петербурге, где новички получают навыки поисков в природной среде.