Законом оговорено, что в случае банкротства можно потерять денежные средства и активы, мебель и бытовую технику дороже 10 тыс. руб., предметы роскоши, дорогостоящую одежду, автомобиль, недвижимое имущество и права требования на него и т.д.
Однако острее стоит вопрос реализации единственного жилья
Единственным жильем признается дом, квартира или помещение, где должник зарегистрирован и проживает, если в собственности нет других объектов жилой недвижимости.
В собственности должника после банкротства должна остаться недвижимость, пригодная для круглогодичного проживания, площади которой должно хватать на каждого члена семьи.
До недавнего времени лишиться его за долги было практически невозможно, но в 2021 году ситуация на практике изменилась в сторону кредиторов.
Проблема исполнительского иммунитета на единственное, но «роскошное» жилье должника находится в подвешенном состоянии с 2012 года. Тогда Конституционный суд принял Постановление № 11-П, в котором допустил размен дорогой квартиры или дома и предписал изменить законодательство для закрепления такой возможности.
Однако законодатель не предоставил соответствующих решений. В июле 2021 года свои критерии роскошного жилья предложило Минэкономразвития. ведомство предлагало разрешить это только для кредиторов-физлиц, а не банков и других кредитных организаций. Позиция министерства заключалась в том, что, поскольку речь идет о конституционном праве на жилище, его можно ограничить только в интересах равного субъекта.
Верховный суд поначалу последовательно развивал практику, в которой признавал неприкосновенность единственного жилья, каким бы дорогим оно ни было. Коллегия ВС по экономическим спорам запрещала разменивать жилье на более дешевое в пользу кредиторов. В определениях по этим спорам ВС упоминал позицию КС, но отмечал, что законодатель так и не предложил необходимые критерии для размена.
Однако 22 июня 2021 года впервые было реализована единственная квартира банкрота, екатеринбуржца Аркадия Поторочина. Должник боролся за пятикомнатную квартиру, но кредиторы предоставили ему однокомнатную, а суд признал это законным.
Экономколлегия, для которой это дело стало первым по вопросу единственного жилья после постановления КС, подтвердила: дом можно лишить исполнительского иммунитета (то есть продать без замены) только в случае, если должник вел себя недобросовестно. При добросовестности управляющий должен созвать собрание кредиторов и решить вопрос о размене жилья, но вопрос частичной реализации (путем размена) был решен в пользу кредиторов. Утверждать порядок продажи старого и покупки нового жилья должен арбитражный суд.
При этом ВС еще и допустил покупку жилья на замену в пределах одной агломерации. По такому принципу должника можно переселить из Москвы в города-сателлиты, например, Химки или Одинцово.
Особые правила для ипотечного жилья
В долговые обязательства, как указывает Закон о банкротстве, ипотека включается в том числе. Даже если такая недвижимость является единственным жильем, она будет продана при реализации имущества в любом случае. К заемщикам, у которых есть валютная ипотека, банкротство физических лиц так же применимо на общих основаниях.
В силу буквы закона обращение взыскания на единственное жилье, принадлежащее гражданину на праве собственности, возможно только в случае, если оно заложено по договору об ипотеке либо ипотеке в силу закона, и законодательство об ипотеке допускает обращение на него взыскания.