Найти в Дзене
Город будущего

​​Кризис зеленой повестки: между декарбонизацией и энергобезопасностью

Чтобы удержать рост мировой температуры в пределах 1,5-2°C, выбросы парниковых газов должны начать сокращаться после 2025 года. Такое обещания дали 197 стран-участниц саммита COP26 в ноябре прошлого года в Глазго. Речь тогда шла об отказе от субсидий на ископаемое топливо. Но взлет цен в результате энергетического кризиса, начавшегося осенью 2021 года, и усугубившегося из-за событий вокруг России и Украины, спровоцировал новые субсидии и снижение налогов на ископаемое топливо — что, наоборот, стимулировало его потребление.

«Все указывает на увеличивающийся разрыв между политическими амбициями, климатическими целями и реальностью нынешней энергетической системы», — считают эксперты Международного энергетического агентства (МЭА).

Если раньше энергокризис был вызван ростом цен на газ из-за увеличения его потребления, то его вторую — нынешнюю — фазу можно назвать «угольной»: Китай открывает угольные шахты, Индия также наращивает добычу угля, Германия и Италия планируют возобновить работу закрытых угольных электростанций.

В прошлом году уголь обеспечил 36,5% мировой электроэнергии (а вместе с газом — 59%), а вся чистая энергетика, в которую входит не только солнце и ветер, но и атомная, гидро- и биоэнергетика, — 38%. Темпы роста выбросов СО2 (7%) в прошлом году оказались самыми высокими с 2010-го.

К новому климатическому саммиту СОР27 в ноябре, страны должны представить в ООН обновленные планы по борьбе с климатическим кризисом. Но добиться международного сотрудничества в ситуации жесткого политического противостояния будет вряд ли возможно, считают эксперты. Правда, в России уровень выбросов снизится автоматически — из-за экономического спада, который, по ряду прогнозов, может составить ~ 10% в 2022 году.