Найти тему
Список кораблей

Сквозь кровь и мрак

обращаются к нам немецкие поэты XVII века. Это не фигура речи, а реальное состояние дел: через столетие ножом прошла разрушительная Тридцатилетняя война.

Оставим высокий стиль и обратимся к фактам. Основное направление развития литературы этого периода, как ясно из вступления — лирика.

Мартин Опиц — одна из крупнейших фигур немецкой литературы XVII века. Его не слишком долгую жизнь оборвала чума; а главный труд — «Книга о немецкой поэтике» сопоставим по значению с трудами Аристотеля и Ломоносова.

Его лирика разнообразна по тематике: есть и гражданская (например, знаменитая поэма «Песни утешения средь бедствий войны») и любовная. А есть — такая:

Когда весь мир под стать Содому и Гоморре, —

Как смею я, глупец, не замечая зла,

Не видя, что вокруг лишь пепел, кровь и мгла,

Петь песни о любви, о благосклонном взоре,

Изяществе манер, пленительности уст?!

Фридрих фон Логау — признанный мастер эпиграммы — большую часть своих сочинений посвятил осмыслению последствий войны. В частности, у него есть такие точные и актуальные поныне строки:

На войне проклятой

Понабили ранцы

Только иностранцы.

Андреас Грифиус был не только поэтом, но и драматургом. Его самое известное стихотворение — «Слёзы отечества»:

Мы все еще в беде, нам горше, чем доселе.

Бесчинства пришлых орд, взъяренная картечь,

Ревущая труба, от крови жирный меч

Похитили наш труд, вконец нас одолели...

Наиболее известные драмы Грифиуса также написаны на исторический сюжет: это «Лев Армянин», «Екатерина Грузинская», «Карденио» и «Целинда».

Немецкая проза — это Ганс Гриммельсгаузен, автор романов о Симплиции Симплициссимусе (буквально «Иване-дураке»).

Немецкая литература XVII века, существуя в сложнейших условиях, подготовила дорогу великим немецким просветителям эпохи Просвещения.