обращаются к нам немецкие поэты XVII века. Это не фигура речи, а реальное состояние дел: через столетие ножом прошла разрушительная Тридцатилетняя война.
Оставим высокий стиль и обратимся к фактам. Основное направление развития литературы этого периода, как ясно из вступления — лирика.
Мартин Опиц — одна из крупнейших фигур немецкой литературы XVII века. Его не слишком долгую жизнь оборвала чума; а главный труд — «Книга о немецкой поэтике» сопоставим по значению с трудами Аристотеля и Ломоносова.
Его лирика разнообразна по тематике: есть и гражданская (например, знаменитая поэма «Песни утешения средь бедствий войны») и любовная. А есть — такая:
Когда весь мир под стать Содому и Гоморре, —
Как смею я, глупец, не замечая зла,
Не видя, что вокруг лишь пепел, кровь и мгла,
Петь песни о любви, о благосклонном взоре,
Изяществе манер, пленительности уст?!
⠀
Фридрих фон Логау — признанный мастер эпиграммы — большую часть своих сочинений посвятил осмыслению последствий войны. В частности, у него есть такие точные и актуальные поныне строки:
На войне проклятой
Понабили ранцы
Только иностранцы.
⠀
Андреас Грифиус был не только поэтом, но и драматургом. Его самое известное стихотворение — «Слёзы отечества»:
Мы все еще в беде, нам горше, чем доселе.
Бесчинства пришлых орд, взъяренная картечь,
Ревущая труба, от крови жирный меч
Похитили наш труд, вконец нас одолели...
⠀
Наиболее известные драмы Грифиуса также написаны на исторический сюжет: это «Лев Армянин», «Екатерина Грузинская», «Карденио» и «Целинда».
Немецкая проза — это Ганс Гриммельсгаузен, автор романов о Симплиции Симплициссимусе (буквально «Иване-дураке»).
Немецкая литература XVII века, существуя в сложнейших условиях, подготовила дорогу великим немецким просветителям эпохи Просвещения.