Найти в Дзене
Сергей Миронов

Сквозь лед десятилетий: загадка исчезнувшей экспедиции любимца Сталина

Оглавление

13 августа 1937 года самолет с экипажем Сигизмунда Леваневского бесследно исчез во время третьего в истории транс-арктического перелета из Москвы на Аляску. Кем был #Леваневский, что предшествовало его авантюрной затее и почему спустя 85 лет найти следы экспедиции становится реальной вероятностью.

Сегодня мало кто представляет, что значило быть летчиком-полярником в 1930-е годы. Полярные исследования в начале прошлого века переживали бум, к отважным покорителям неизведанных земель было приковано всеобщее внимание, а слава полярников была сравнима со статусом звезд экрана или современных рок-знаменитостей. Это притягивало людей особого склада - волевых и амбициозных, ищущих риска и признания. Судьба советского летчика польского происхождения Сигизмунда Леваневского действительно чем-то напоминает историю рок-звезды - не только трагическим финалом, но и постоянно дразнившим его и ускользавшим из-под самого носа успехом.

Для С. Леваневского риск был родной стихией, но его задиристый характер, возможно, стоил жизни ему самому и членам его экипажа. Фото с сайта https://regnum.ru.
Для С. Леваневского риск был родной стихией, но его задиристый характер, возможно, стоил жизни ему самому и членам его экипажа. Фото с сайта https://regnum.ru.

Герой Америки и фаворит Сталина

Заявку на всемирную славу Леваневский сделал в 1933 году, когда спас американского летчика Джеймса Маттерна. Американец потерпел аварию, совершая кругосветный перелет, и после вынужденной посадки в районе Анадыря был подобран местными жителями. По Штатам тогда гуляли “утки”, что Маттерна съели то ли русские медведи, то ли чукчи, но на самом деле коренные жители обошлись с американским летчиком вполне гостеприимно. А Леваневский, вернувший его домой в крайне непростых полетных условиях, продемонстрировал всему миру самоотверженность советского человека.

Прощание Джимми Маттерна с Леваневским, доставившим его на Аляску. Фото с сайта http://old-mariupol.com.ua
Прощание Джимми Маттерна с Леваневским, доставившим его на Аляску. Фото с сайта http://old-mariupol.com.ua

Вроде бы судьба благоволила Леваневскому - вслед за успешной американской миссией он получил - вторым в стране! - звание Героя Советского Союза за участие в спасении экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин». Причем к награде его представил лично Сталин, благоволивший летчику: вспоминают, что на приемах в Кремле он поднимал тост «За Леваневского и всех Героев Советского Союза». Однако непосредственного участия в эвакуации челюскинцев летчик из-за аварии принять не смог. И хотя он лично доставил в лагерь хирурга, прооперировавшего аппендицит замначальника экспедиции Боброву, какой-то осадок не совсем заслуженной награды остался.

Перелет, оставшийся на почтовой марке

Чтобы снять все вопросы и стать безоговорочным героем Леваневский предпринял попытку беспосадочного перелета из СССР в США, по маршруту Москва - Сан-Франциско через Северный полюс. В честь знаменательного события были даже выпущены специальные марки, ставшие впоследствие коллекционной редкостью. Но роковое невезение Леваневского проявилось тут уже в полный рост: из-за протечки масла в машине АНТ-25 летчик был вынужден прервать путешествие и вернуться обратно. Леваневский, раздосадованный превращением уже предвкушаемого триумфа в обидное фиаско, в присутствии Сталина обвинил в аварии авиаконструктора #Туполева, заявив о преднамеренном вредительстве с его стороны.

Среди филателистов особую ценность получили экземпляры марки “Перелет Москва - Сан-Франциско” с опечаткой: на части тиража вторая половина названия американского города была напечатана с маленькой буквы. Фото с сайта: www.philately.ru
Среди филателистов особую ценность получили экземпляры марки “Перелет Москва - Сан-Франциско” с опечаткой: на части тиража вторая половина названия американского города была напечатана с маленькой буквы. Фото с сайта: www.philately.ru

Сказанные на эмоциях слова будут иметь трагические последствия. И не только для Туполева (который в итоге оказался в лагерях, но перед войной был освобожден и впоследствии реабилитирован), но прежде всего - для самого Леваневского.

Последний полет того, кто так и не смог стать первым

Поклявшись никогда не летать на продукции Туполева, Леваневский при этом страстно рвался реабилитироваться за неудачу. После того, как в 1937-м году экипажи В. Чкалова и М. Громова успешно осуществили попытки трансполярного перелета, Леваневский никак не мог оставаться безучастным наблюдателем и в цейтноте выбрал своим “оружием” для ответа на вызов самолет #ДБ-А, являвшийся по сути экспериментальным и не прошедший необходимых испытаний.

Экипаж ДБ-А под номером Н-209: (слева направо): Н. Галковский (радист), Н. Кастанаев (второй пилот), С. Леваневский (первый пилот),  Г. Побежимов (бортмеханик), Н. Годовиков (бортмеханик), В. Левченко. Фото с сайта: a.d-cd.net
Экипаж ДБ-А под номером Н-209: (слева направо): Н. Галковский (радист), Н. Кастанаев (второй пилот), С. Леваневский (первый пилот), Г. Побежимов (бортмеханик), Н. Годовиков (бортмеханик), В. Левченко. Фото с сайта: a.d-cd.net

Возможно, именно технические недоработки стали главной причиной катастрофы последней экспедиции Леваневского. Однако утверждать с определенностью невозможно - вся эта история до сих пор окутана туманом неизвестности. Противоречивое содержание имели даже последние радиограммы, поступившие от экипажа с 12 на 13-е августа 1937 года: сначало пришло сообщение об отказе одного из двигателей, затем сигнализировалось, что в кабине находиться невозможно, однако затем неожиданно поступило заверение, что “все в порядке”. А вечером 13 августа связь с самолетом окончательно пропала.

Найти потерянные следы. Миссия выполнима!

На поиски были брошены большие силы, причем не только советские - в них, например, участвовал тот самый спасенный Леваневским американец #Матерн. Однако результатов добиться не удалось и в мае 1938-го Сталин распорядился прекратить поиски, а экипаж объявить погибшим. Из-за отсутствия сколько-нибудь достоверной информации начали появляться конспирологические версии, включая самые дикие: в начале Великой Отечественной войны гитлеровцы заявляли, что любимый летчик Сталина был спасен и вывезен на свою территорию немцами, а теперь сражается в рядах люфтваффе.

И вот сегодня, спустя десятилетия, появляется надежда установить реальную картину событий тех трагических событий. На состоявшемся 20 апреля форуме “Герои Арктики - история и современность”, где я имел честь участвовать в президиуме, были озвучены веские основания для того, чтобы считать новые поиски крайне перспективными. Помимо появившихся современных технологических возможностей, последние научные изыскания подводят к вероятности обнаружить остатки самолета в районе о. Элсмир в канадской Арктике - многое указывает, что именно про его “ледяные горы” говорилось в одном из последних радиосообщений с борта Н-209. Причем экипаж

Ледовый шельф Уорд Хант - самая северная точка Канадского архипелага, на котором могли еще более месяца после аварийного приземления спасаться члены экипажа. Фото с сайта www.ec-arctic.ru.
Ледовый шельф Уорд Хант - самая северная точка Канадского архипелага, на котором могли еще более месяца после аварийного приземления спасаться члены экипажа. Фото с сайта www.ec-arctic.ru.

Истории Арктики знает немало примеров, когда остатки экспедиций, казавшихся бесследно исчезнувшими, были найдены спустя десятки лет. Проект новых поисков экспедиции Леваневского сам по себе будет огромным позитивным объединяющим импульсом для русского общества, а его успех может стать событием национального масштаба.

Лично я убежден в целесообразности такого мобилизующего начинания. А как считаете вы? Делитесь своими мнениями в комментариях.

#Сигизмунд Леваневский #советский летчик #герой советского союза #любимый летчик Сталина

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Наше дело правое: почему людям нужна справедливость

Враг народа или заблудшая душа: как сортировать будем? Да и нужно ли?

Газ за рубли: в чём гениальность и скрытые подвохи указа Путина, объясняю простыми словами