Звезда актрисы Варвары Асенковой загорелась так же внезапно, как и погасла. Однако она успела оставить неизгладимый след в сердцах своих поклонников, и память о ней жива до сих пор.
Варенька к карьере актрисы вовсе не стремилась. Тем не менее, ее мать, известная в своё время исполнительница драматических ролей, все же отдала дочь в театральное училище. Возможно, она рассчитывала, что выучившись на «актерку», у её дочери появится хоть какой-то маломальский поклонник, за счёт которого можно будет поправить финансовое положение.
Варенька была незаконнорожденным ребенком. Ее мать, актриса Александра Асенкова, и отец, офицер Николай Кашкаров, так и не вступили в брак. А после «Семеновской истории», произошедшей в 1820 году, Кашкарова сослали на Кавказ, где он обзавелся новой семьей. Больше Варя отца не видела.
Вскоре матушке пришлось забрать Вареньку, потому как педагоги заявили, что способностей к сцене Асенкова-младшая не имеет никаких. Тогда мать, преследуя все ту же цель – удачно выдать дочь замуж, устроила её в частный пансион, где обучали французскому, танцам и хорошим манерам. Но,Варвара неожиданно бросила учебу, выразив уже самостоятельное желание обучаться театральному мастерству.
Тогда Александра Егоровна попросила своего старого друга Ивана Сосницкого, известного актера Александрийского театра, позаниматься с Варварой сценическим мастерством. Первые занятия были крайне неуспешными. Варенька была апатичной и очень закомплексованной, ведь прежние учителя уверяли, что она совершенно бездарна, а театр она рассматривала лишь как способ помочь семье.
Когда Сосницкий потерял всякую надежду взрастить артистку, Варвара вдруг раскрылась во время прочтения одного из монологов из драмы «Мать и дочь - соперницы». Ухватившись за этот проблеск, как рыбак ухватил крупную добычу, он стал более усердно работать с юной Асенковой.
Сосницкий сумел рассмотреть в тихой и кроткой Вареньке бездну таланта, и вскоре она выступила на его бенефисе.
Пьесы с участием Варвары имели большой успех, однако в труппу Александринки на контрактной основе ее приняли только через год, назначив, ну, очень скромное жалованье.
Вместе с славой и восхищением поклонников к Варваре пришло излишнее внимание. Будучи от природы скромной и по- детски наивной, Асенкова не знала, что с этим делать. Однажды, после оглушительного триумфа, в гримерную актрисы пожаловал сам Николай I. Император зашел, чтобы выразить ей свое восхищение и почтение.
Совсем скоро Варя получила дорогой подарок —бриллиантовые серьги.
Общеизвестно, что Николай I был большим поклонником женской красоты. Конечно же, Асенкова его очаровала.
Вольдемар Балязин:
Связей было много, но редко какая из них задевала сердце императора. Они не волновали его душу, а лишь разжигали страсть. Но случалось, что царь надолго привязывался к той или иной любовнице.
Так, достаточно серьезными оказались его чувства к юной Асенковой.
Николай стал частым гостем в театре. Варвара была осыпана императорскими щедротами и приблизилась к монаршей особе. Поверенным в этом «романе» оказался брат императора, Михаил Павлович, предоставлявший летом для актрисы дачу в Ораниенбауме.
Вероятно, через великого князя были сделаны весьма интимные пожелания самодержца. Возможно, это было сделано с пренебрежением к легкомысленной профессии, и успеха посредник не добился. Скорее всего, фривольные предложения были сделаны так грубо, что Асенкова мгновенно разочаровалась в «солнце» и также грубо отказала.
Обида Николая не покинула. Спустя год, когда Варвара Асенкова стала примой, ее мать попросила прибавить дочери жалованье. Государь повел себя как «мелкий лавочник» и наказал непокорную рублем «ибо она никаких успехов не сделала».
О том, что между актрисой и царем не было никакой связи говорят невыгодные контракты и обиды, наносимые администрацией Александринки. Вряд-ли дирекция могла бы так себя вести по отношению к приме,которую обожал император. Да, и дерзкие выходки, которые позволяли себе поклонники во время спектаклей, были бы не допустимы.
Между тем, успех у Варвары был феноменальным. Каждый год она участвовала в 300 спектаклях. Как только на афише появлялась фамилия Асенковой, билеты тотчас раскупались словно горячие пирожки. Она была не столько талантлива, сколько обаятельна и харизматична. Зрители встречали ее буйными овациями и после каждого спетого куплета кричали «Брависсимо!»
Варвара умела очаровывать публику. Но при этом она так же оставалась на скромном жалованье и возвращалась домой на зеленой карете, в которых обычно ездят воспитанники театрального училища.
Вокруг Варвары стала сгущаться туча сплетен. Поговаривали, что она крутит роман то с кавказским князем, то с военными, что она беременна,что она играет самые ничтожные роли, разменивая свой талант в обычных водевилях. По большей части их распускали другие актрисы, которые яростно завидовали ее успеху.
Больше всего Вареньку раздосадовала актриса Надежда Самойлова, с которой она близко дружила в детстве. Из-за соперничества на сцене, Самойлова лютовала сильнее всех, и первой разносила сплетни.
Варвара очень нервно реагировала на происходящее вокруг нее. В силу наивности и строгого воспитания она не могла дать должного отпора, из-за чего ей приходилось сложно. Асенкова строго следила за собственной честью и ни разу не была замечена с кавалером, но тем не менее жизнь от этого легче не становилась. От стресса и постоянной работы здоровье Варвары начало слабеть. На сцене императорского театра она блистала 6 лет и все эстрадное представление держалось на ней одной. Это спровоцировало чахотку — Асенкова стала угасать на глазах. В последний раз на сцену Варвара вышла в феврале 1841 года, а в апреле её не стало.
После ее смерти многие роли Варвары отошли Самойловой, но дотянуться до ее уровня она так и не смогла.
Варвара Асенкова была талантливой актрисой. Она стала воплощением образа русской актрисы, чей талант, красота и духовные качества образуют светлый образ.