Найти в Дзене

Важность асептики и антисептики

Оглавление

Сейчас сложно представить себе операцию в грязном помещении и без перчаток на руках хирурга. Но когда-то успех лечения зависел не столько от знаний навыков врача, сколько от крепости организма и силы иммунитета пациента.

К середине XIX в. смертность больных во время и после операций все еще оставалась огромной. Они погибали либо от кровотечений и шока, либо от развития гнойных осложнений. Инфекционные осложнения после хирургических вмешательств стали настоящим бичом хирургии, ибо сводили на нет героические усилия врачей по спасению человеческих жизней.

По воспоминаниям Н. И. Пирогова, в 1845 г. 10 его пациентов погибли от сепсиса, возникшего после кровопусканий. Из 400 прооперированных им в 1850–1852 гг. больных 159 скончались от раневой инфекции. Виртуозно проведенные операции оказывались бессильными перед гибельной инфекцией, которой врачи еще не умели противостоять. Выдающийся хирург Н. А. Вельяминов с глубоким сожалением писал: «Видел блестящие операции и... царство смерти».

В 1847 г. венгерский врач Игнац Филипп Земмельвейс (1818–1865) работал в Венской городской больнице. Через роддом учреждения проходило до 6000 рожениц в год. В отделении, где работал Земельвейс и роды принимали врачи, от послеродовой горячки (сепсиса) умирало до 800 женщин в год. В соседнем же отделении, где роды принимали бывшие повивальные бабки, погибало не более 60 женщин в год.

Игнац Филипп Земмельвейс
Игнац Филипп Земмельвейс

Появление антисептики

Земмельвейс обратил внимание, что у женщин сепсис возникает чаще в тех случаях, когда роды принимает врач, только что занимавшийся изучением трупного материала в прозекторской. Чтобы избежать инфекционных осложнений в родах, Земмельвейс предложил коллегам обрабатывать руки хлорной известью. На дверях клиники он вывесил объявление:

«Начиная с сего дня, 15 мая 1847 г., всякий врач или студент, направляющийся из покойницкой в родильное отделение, обязан при входе вымыть руки в находящемся у двери тазике с хлорной водой».

Этот день стал днем рождения антисептики. Введение столь несложной процедуры неожиданно привело к резкому сокращению послеродовой летальности. Если в начале 1847 г. послеродовая женская смертность от сепсиса составляла 18,3 %, то во второй половине года она снизилась до 3 %, а в 1848 г. — до 1,3 %.

Как это часто бывает, несмотря на достигнутые результаты, Земмельвейс подвергся остракизму коллег, травля со стороны которых привела его в психиатрическую лечебницу. Спустя две недели пребывания в больнице он скончался.

Луи Пастер (1822–1895) доказал, что уничтожению микробов и развитию процессов гниения способствуют высокая температура и химические вещества. Опыты Пастера стали грандиозным вкладом в развитие микробиологии и хирургии.

Луи Пастер
Луи Пастер

Основываясь на их результатах, английский хирург Джозеф Листер (1827–1912) пришел к выводу, что инфицирование раневой поверхности происходит через воздушную среду и руки хирурга. В 1867 г. в журнале «Lancet» Листер опубликовал статью «О новом способе лечения переломов и гнойников с замечаниями о причинах нагноения». Там он изложил основные принципы профилактики послеоперационных осложнений, связанных с инфицированием ран. Позднее его метод включал целый комплекс антисептических мероприятий. Впервые Листер предложил орошать операционное поле и саму операционную, а также обрабатывать хирургические инструменты, шовный материал и руки хирурга раствором карболовой кислоты. По окончании операции Листер требовал покрывать рану пропитанной карболкой многослойной марлей, что привело к видимому сокращению гнойных осложнений и улучшению исходов хирургических операций.

Так постепенно зарождался метод борьбы с инфекцией — антисептика, а Листер вошел в историю хирургии как его основоположник. Со временем метод Листера нашел сторонников во всем мире.

Джозеф Листер
Джозеф Листер

Большую роль в распространении листеровской антисептики в России сыграли выдающиеся хирурги второй половины XIX в. Н. И. Пирогов, П. П. Пелехин и И. И. Бурцев. Многие замечательные достижения в области хирургии вошли в медицинскую практику благодаря Н. И. Пирогову. Он первым применил анатомические исследования на замороженных трупах. Издал первый анатомический атлас «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях». Во время Крымской войны 1853–1856 гг. впервые в мире применил сначала крахмальные, а затем гипсовые повязки. При ранениях стопы предложил костнопластическую операцию, которая позволяла сохранить опорную функцию ноги. Она до сих пор называется «операцией Пирогова». Николай Иванович первым в истории медицины начал проводить операции под эфирным наркозом. Благодаря трудам Н. И. Пирогова возникло учение о раневой инфекции.

Николай Иванович Пирогов
Николай Иванович Пирогов

Тем не менее, метод Листера подвергся суровой критике его противников. Поскольку карболовая кислота токсична, ее применение сопряжено с негативным влиянием на кожу больного и рук хирурга. Сам Листер писал: «Антисептическое средство само по себе поскольку является ядом, постольку… оказывает вредное влияние на ткани». Агрессивное воздействие карболовой кислоты на живые ткани заставляло хирургов отказываться от ее использования.

На смену листеровской антисептике постепенно пришла асептика. Если целью антисептики является уничтожение возбудителей воспаления, уже занесенных в рану, то асептика направлена на предупреждение и недопущение нагноения хирургических ран. В конце XIX в. для стерилизации инструментов и перевязочного материала прежде всего использовали высокую температуру. В 1881 г. Р. Кох (1843–1910) применил метод стерилизации «текучим паром». Русский микробиолог Людвиг Людвигович Гейденрейх (1846–1920) доказал, что наиболее результативна стерилизация паром под повышенным давлением, и в 1884 г. предложил использовать для стерилизации автоклав. Разработка системы асептических мероприятий связана с именами немецкого хирурга Эрнста фон Бергмана (1836–1907) и его ученика Курта Шиммельбуша, первыми внедривших в хирургическую практику стерилизацию инструментов в специально созданной для этого паровой машине (1885). Имя последнего увековечено в названии металлического контейнера (бикса), используемого для стерилизации медицинского инструментария — бикс Шиммельбуша.

Николай Васильевич Склифосовский (1836– 1904) впервые предложил использовать разные операционные при проведении различных по степени инфекционной загрязненности хирургических вмешательств. Для хранения стерильного материала требовались особые помещения и соблюдение определенных условий сохранения стерильности. Постепенно в структуре больниц появилось несколько операционных и перевязочные. Заслуга перевода клинической хирургии с антисептических на асептические принципы лечения в России принадлежит выдающимся хирургам М. М. Субботину (1848–1913), М. М. Кузнецову (1863–1913) и П. М. Дьяконову (1855– 1908). Начало асептике в России положил М. С. Субботин, впервые осуществивший стерилизацию перевязочного материала (1885). Им же был изобретен дренаж-отсос для активной аспирации гноя из ран и полостей, а также предложен метод активной аспирации при эмпиеме плевры. Субботин осуществил переустройство операционных и больничных палат в возглавляемых им хирургических отделениях клиник и госпиталей, добившись сокращения послеоперационной летальности в три раза.

Основной постулат асептического метода был утвержден в 1890 г. на X Международном конгрессе хирургов в Берлине: «Все, что соприкасается с раной, должно быть стерильно». Успехи в использовании асептики привели к тому, что хирурги стали отказываться от методов антисептики. Однако практика показала, что действенные результаты в борьбе с хирургической инфекцией достижимы только в сочетании обоих методов. В арсенале современных асептики и антисептики не только термические способы стерилизации, но и ультразвук, ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, антибиотики и сульфаниламиды, оказывающие бактерицидное или бактериостатическое действие, бактериофаги (пожиратели бактерий), антитоксины (специфические антитела, являющиеся средством для пассивной иммунизации) и многое другое.

Для записи на прием и консультацию врача звоните по тел.: 8 499 400 4733 или на сайте www.ckbran.ru

Соавтор материала: Азимов Рустам Хасанович, врач-хирург, заведующий отделением хирургии