Для Гильермо дель Торо это был проект мечты, реализация которого заняла у него целых 6 лет. Дель Торо с самого начала в главной роли видел только Рона Перлмана, что не очень устраивало голливудские студии, время от времени присматривавшиеся к проекту. Кроме Перлмана студиям не нравились название, сценарий и необходимая для съёмок сумма денег.
Реальная возможность поставить этот фильм появилась у дель Торо только после выхода в прокат поставленного им продолжения "Блэйда". Фильм "Блэйд 2" (Blade II, 2002) почти три раза окупил свой производственный бюджет, после чего на дель Торо сразу посыпались предложения от студий. У него была возможность стать режиссёром в таких фильмах, как "Чужой против хищника" (AVP: Alien vs. Predator, 2004), "Гарри Поттер и узник Азкабана" (Harry Potter and the Prisoner of Azkaban, 2004) и "Блэйд 3: Троица" (Blade: Trinity, 2004). Но из всех предложенных вариантов дель Торо выбрал "Хеллбоя".
Переговоры со студией Sony не были лёгкими, продюсеры многое пытались поменять в будущем проекте. Так, например, было предложено сделать Хеллбоя человеком, который превращается в демона, когда злится. Пытались заменить Рона Перлмана на Дуэйна "Скалу" Джонсона или Вина Дизеля. Но дель Торо решительно отверг все изменения и отстоял образ Хеллбоя в исполнении Перлмана.
При написании сценария дель Торо вдохновлялся мифологией, созданной в своих произведениях американским писателем Говардом Филлипсом Лавкрафтом. Также он изучил оккультную философию нацистов времён Второй Мировой войны и использовал этот сеттинг в прологе.
В сценарии дель Торо намеренно избегал сцен в канализации, поскольку действие двух его предыдущих фильмов "Мутанты" (Mimic, 1997) и "Блэйд 2" (Blade II, 2002) в основном происходило в этой локации.
И дель Торо и Миньола представляли себе фильм, снятый в стиле классических работ Рэя Харрихаузена (создатель спецэффектов и специалист в покадровой анимации в таких фильмах как "Битва титанов" (1981), "Миллион лет до нашей эры" (1966), "Седьмое путешествие Синдбада" (1958) и многих других). Дель Торо даже пригласил его для в свой фильм, чтобы он обучил его специалистов по спецэффектов, но Харрихаузен отказался, сказав, что современные фильмы стали слишком жестокими.
Снимали фильм в течение 130 дней по 6 дней в неделю, оставляя воскресенье для монтажа отснятого материала.
Премьера состоялась 30 марта 2004 года в кинотеатре Mann Village (бывший Fox Village) в Уэствуде в Лос-Анжелесе, а в широкий прокат фильм вышел 2 апреля. При бюдежте фильма в $60 млн. (по некоторым источникам $66 млн.) итоговые мировые сборы фильма составили всего $99.8 млн., что для такого проекта было явно маловато. Однако у фильма были очень хорошие отзывы критиков: на Rotten Tomatoes рейтинг свежести у него целых 81% на основании 203 рецензий.
В кинотеатрах была показана версия продолжительностью 122 минуты и с прокатным рейтингом "PG-13". Эта же версия была первоначально выпущена и на домашнем видео в формате DVD 27 июля 2004 года, где стала большим хитом, разошедшимся за первую неделю продаж тиражом более полумиллиона копий. И дабы заставить фанатов раскошелиться ещё раз, 19 октября 2004 года фильм был выпущен в виде коллекционного трёх дискового издания, на котором была ещё и новая "режиссёрская" версия фильма, в которую было добавлено около 10 минут нового материала.
5 июня 2007 года фильм выпустили в высоком разрешении на Blu-Ray, в CША и некоторых европейских странах фильм вышел в "режиссёрской" версии, а в других, в том числе и в России, фильм вышел в стандартной "театральной" версии, видимо, чтобы не заморачиваться с тратами на дополнительный перевод и озвучку новых сцен. А 15 октября 2019 года фильм в обоих версиях вышел в формате 4K UltraHD.
Вот какие сцены были добавлены.
1. Немного расширена сцена, в которой молодой профессор Брум смотрит на распятие (6 секунд).
2. Расширена сцена в горах Молдавии, добавлена часть, в которой группа людей подходят к ледяной стене, пробивают в ней проход и проходят дальше (20 секунд).
3. Расширена сцена воскрешения Распутина: добавлена часть, в которой Ильза спрашивает, что случилось с его глазами (5 секунд).
4. Добавлена сцена в больнице, в которой профессору Бруму доктора сообщают, что ему осталось жить шесть недель и предлагают госпитализацию и обезболивающие. Брум слушает, тасуя колоду Таро, и отказывается от госпитализации, сказав, что у него ещё есть дела, потом из колоды вытаскивает карту "Смерть" (43 секунды).
5. Добавлена сцена, в которой грузовик с Хеллбоем проезжает через ворота библиотеки (23 секунды).
6. Добавлена сцена на заброшенной станции метро, в которой Ильза бреет голову Распутину, потом он берёт искусственные глаза и вставляет их себе. Появляются две души, вылетевшие из мёртвого Саммаэля, Распутин протягивает руку и зажимает их в кулак. Ильза напоминает, что до затмения осталось семь дней, Распутин говорит, что все соберутся в нужном месте. После этого появляются двое новых Саммаэлей (95 секунд).
7. Добавлена сцена с подъезжающим к библиотеке лимузином, из которого выходит Мэннинг (17 секунд).
8. Расширена сцена, в которой за сбежавшим Хеллбоем прибывает профессор Брум и его помощники. Добавлена часть, в которой Майерс просит всех подождать, пока он один не поговорит с Хеллбоем (19 секунд).
9. Немного позже добавлена сцена разговора Хеллбоя и Майерса, в которой Майерс зовёт его в машину на перевязку (25 секунд).
10. Расширена сцена разговора Лиз и Майерса: он немного дольше уговаривает её вернуться с ним, а она отвечает, что сбегала уже 13 раз, и всегда возвращалась, потому что идти ей некуда (22 секунды).
11. Добавлена сцена поездки Лиз и Джона в такси: по пути в Бюро Лиз фотографирует всё вокруг на Полароид и болтает с Джоном (62 секунды).
12. Расширена сцена встречи профессора Брума и вернувшийся Лиз: она сообщает, что вернулась только на выходные, Брум предлагает ей осмотреться (9 секунд).
13. Почти следом добавлена сцена, в которой Майерс заходит к Лиз в комнату, она рассказывает ему про резинки у себя на запястье (41 секунда).
14. Добавлена сцена, в которой сотрудник Бюро привёзший обед Хеллбою обнаруживает, что тот сбежал через проделанную им дыру в стене (39 секунд).
15. Добавлена сцена, в которой Лиз, заметившая, что за их с Майерсом свиданием следит Хеллбой, фотографирует его отражение в окне на свой Полароид (30 секунд).
16. Добавлена сцена, в которой профессор Брум с помощниками осматривают разрушенную стену в комнате Хеллбоя, и Брум говорит, что Хеллбой ведёт себя как ребёнок (21 секунда).
17. Перемонтирована и расширена сцена монолога Распутина, когда тот показывает профессору Бруму видения будущего: добавлена часть, в которой он замечает, что если бы Брум убил Хеллбоя 60 лет назад, этого будущего можно было бы избежать (16 секунд).
18. Чуть позже добавлена фраза в ответ Брума на вопрос Распутина, хотел бы он узнать настоящее имя Хеллбоя, - "Чтобы ты не сказал или сделал, ничто не изменит этого" (Nothing you can do or say can change that) (7 секунд).
19. Добавлена сцена на военной базе Топокба (интересно откуда дель Торо взял это название?), в которой Распутин покупает у русского генерала монумент для ритуала (86 секунд).
20. Немного расширено начало сцены в самолёте, когда Хеллбой говорит, как надо убить Саммаэля (10 секунд).
21. Расширена и перемонтирована сцена на кладбище №16, добавлена часть, в которой Мэннинг предлагает сначала заселиться в отель и позавтракать, а после начинать поиски (14 секунд).
22. Расширена сцена, в которой команда ждёт возвращения Хеллбоя. Добавлена часть, где Мэннинг говорит, что они ждут 10 минут и потом уходят, добавлен кадр с Лиз, говорящей ему заткнуться, использован альтернативный кадр Майерса, когда он замечает приближающегося Хеллбоя (9 секунд).
23. Перемонтирована и немного расширена сцена, в которой Хелбой с Лиз на руках, после того, как обломал себе рога, разговаривает с умирающим Распутиным. В "режиссёрской" версии Хеллбой наступает на выпавший глаз Распутина, и далее во всех сценах Распутин одноглазый и можно видеть, как через его глазницу высовывается щупальце (7 секунд).
- "режиссёрская" версия
- "театральная" версия
"Режиссёрская" версия немного замедляет темп повествования и ничего кардинально нового к сюжету не добавляет, кроме сцены на военной базе в Москве, да и дубляж на добавленные сцены отсутствует, так что, если смотреть фильм в первый раз, то можно выбрать и "театральную" версию. Если появилось желание пересмотреть фильм, то можно остановиться и на "режиссёрской".
Если Вам понравилась статья, буду признателен за "лайк" и подписку на канал. Благодарю за внимание.
#хеллбой #гильермо дель торо #комикс #рон перлман #фильм на вечер #кино #экранизация