Рождество в наши дни приобрело довольно невинный оттенок. Распространенный образ Санта-Клауса, спускающегося по дымоходам, с руками, нагруженными подарками, является очень современным. Традиционно во многих христианских культурах это время года считалось праздником, который поощрял разврат и ужас греха. Многие протестанты считали такой разврат на Рождество нехристианским, что привело к повсеместному отказу от празднования. Действительно, праздничный сезон стал временем рождественских чудовищ и демонов.
5 - Крампус
Примерно в 2000 году в Интернете начали распространяться рождественские открытки из альпийских регионов Европы, на которых была изображена странная традиция, до сих пор практически неизвестная англоязычному миру. На таких открытках изображалась большая, волосатая, похожая на дьявола фигура, которая порола детей или уносила их в корзине на спине. Многих шокировали такие изображения, чье представление о Рождестве больше соответствовало веселой фигуре старого отца, раздающего подарки под приятную мелодию звенящих колокольчиков. Было тревожно думать, что что-то настолько мерзкое и демоническое может ассоциироваться с таким радостным праздником.
Однако Крампус - рогатое дьявольское существо - появился еще до Рождества и христианства. Он - сын Хель, норвежской богини, которая, как говорят, правит своими владениями, также называемыми Хель.
Когда христианское представление о Рождестве распространилось по Европе, Крампус не сразу стал ассоциироваться с этим праздником. На самом деле, происхождение рогатого монстра сомнительно и трудно проследить. Считается, что Крампус - это языческий пережиток, сохранившийся в альпийских общинах Европы. В силу своей географической изолированности эти горные районы Европы в большей степени, чем другие части Европы, синкретизировали свои старые языческие верования с христианством. Таким образом, Крампус остался.
Когда зима омрачала небо, праздновалась ночь Крампуса. По традиции, мужчины в деревне покрывались овечьими шкурами и надевали искусно сделанные маски. Затем они шли в дома соседей и преследовали детей, угрожая избить их ключами из прочного, гибкого дерева, а для усиления мучений звонили в колокола. В некоторых местах рассказывают, что детей даже заставляли бегать по улице, выстроенной разъяренными Крампусами, которые в нетерпении пытались ударить их ветками деревьев.
Несмотря на попытки инквизиции искоренить эти еретические праздники, местные жители, похоже, были непреклонны в своем стремлении мучить детей каждое Рождество. Поэтому ночь Крампуса праздновалась - и до сих пор празднуется - 5 декабря, накануне дня Святого Николая.
В семнадцатом веке, после того как инквизиция не смогла положить конец агрессивной традиции, Крампус был символически закован в цепи Святым Николаем. В качестве компромисса Крампус стал рассматриваться не как бродячее чудовище, а как необходимый злодей, которого Святой Николай заковал в кандалы, чтобы тот выполнял свою грязную работу. Другими словами, языческий Крампус был кооптирован в христианство.
Крампус изображен на открытках XX века
В фольклоре Крампус изображался как человек, наказывающий непослушных детей различными способами. Охватывая весь спектр наказаний, Крампус свободно наказывал детей, начиная с самых простых - например, когда вместо подарка им оставляли кусок угля - и заканчивая жестокими крайностями: дети молили о пощаде, а затем их топили в бочке с чернилами и вылавливали их безжизненные трупы вилами Крампуса, чтобы он мог потом выставить свой трофей на всеобщее обозрение в деревне. Некоторых детей даже похищали и бросали в его корзину, чтобы потом спустить в ад.
На протяжении веков люди и даже правительства пытались подавить эту мрачную рождественскую традицию. Даже Гитлер и нацистская партия сочли Крампуса слишком злым, чтобы понравиться им. Тем не менее, психопатичное и жестокое праздничное чудовище пережило века, распространившись за пределы Европы и через море в Америку.
В ночь на 5 декабря, как никогда раньше, на улицах появляются люди в костюмах рогатого рождественского монстра.
4 - Фрау Перхта
В немецкой традиции Перхта может быть доброй и дарящей сущностью, которая принимает облик прекрасной женщины. Считается, что она посещает дома людей во время рождественского сезона и оставляет серебряную монету для тех жителей, которых она считает хорошими. Таким образом, Перхта - это фигура, напоминающая благосклонную богиню природы.
Однако фольклор гласит, что у фрау Перхта есть и другая сторона. Тем, кто плохо себя вел, она кажется старой и изможденной. На самом деле она - воплощенное зло. Прежде чем они успевают убежать, непослушные дети попадают в ловушку. Последнее, что они видят, - это железный нож, вонзающийся в их мягкие животы. Затем злые руки Перхты вынимают их внутренности. В пустую полость, которая когда-то была желудком ребенка, засовывают солому и гальку. Наконец, Перхта зашивает труп, чтобы тот, кто найдет его, не понял, какое зверство произошло.
Эта кошмарная история должна служить предупреждением непослушным детям на Рождество. Будьте хорошими, иначе фрау Перхта придет за вами.
Однако, говорят, что против ножа Перхты есть несколько приятных контрмер, которые может применить любой человек, независимо от того, плохой он или хороший. Традиционно считается, что пиршество с пирогами, селедкой, пельменями и блинами отпугивает этого женского зверя. Если вы едите достаточно правильной пищи, ее нож просто отскочит от вашего живота.
Немецким детям также говорят, что в день Перхты, 5 января, важно есть традиционную еду. Считается, что если в этот день в честь Перхты устраивается праздник, то оставленные на столе объедки умиротворят Перхту во время ее ночного визита.
Однако это тоже таит в себе опасность. Ведь если вы не будете праздновать с правильными продуктами, а именно с теми, которые нравятся Перхте, то она все равно посетит вас, когда вы будете спать в своей постели. Как и у непослушных детей, ваши внутренности будут изъедены в качестве компенсации за проступок. А если она поймает вас на том, что вы пытаетесь спуститься вниз, чтобы увидеть, как она ест вашу еду ночью, этот жуткий рождественский персонаж ослепит вас - менее жестокое, но все же наказание.
3 - Старик Уиппер
В то время как другие рождественские монстры обычно изображаются как существа, сродни дьяволу, старик Уиппер является исключением, поскольку является обычным человеком. На самом деле, эта ставшая уже фольклорной фигура, как сообщается, была основана на реальном человеке.
Говорят, что Уиппер жил в городе Миры на территории современной Турции и работал трактирщиком. Однажды он заманил трех детей в свой трактир, пообещав им еду. Однако они не получили еды, вместо этого им была подана ледяная рука смерти. После совершения преступления трактирщик расчленил тела. Расчлененные части тела детей были помещены в бочки для маринования и консервации. Говорят, что Уиппер с удовольствием обедал несчастными детьми в течение нескольких дней.
Прежде чем бочки были опустошены, а страшное деяние навсегда скрыто, к Уипперу пришел неожиданный гость. Исторический святой Николай, работавший чудотворным епископом, обнаружил преступления трактирщика. Уиппер раскаялся перед лицом великого святого и поклялся ему в своей жизни и загробной жизни. Вполне возможно, что епископ Святой Николай наказал Уиппера заключением в темницу. Однако фольклор помнит, что гнусный злодей был навечно прикован к воле святого Николая, чтобы он помогал отучать детей от непослушания.
С этого момента старик Уиппер получил свободу действий для реализации своих садистских порывов, находясь в рабстве у святого, который впоследствии стал известен под именами Деда Мороза и Санта-Клауса.
Известно, что в Восточной Франции Уиппер носил с собой розги для битья детей, которых считали непослушными. На спине у него висела плетеная корзина, которую он использовал для похищения детей, считавшихся особенно плохими, предположительно предназначенных для приготовления и употребления в пищу.
Легенда о старике Уиппере продолжала развиваться с течением времени. В 1930-х годах ему даже удалось вырваться из лап Санты, после чего он переехал в Америку и женился. Он и его новая жена сменили свои имена на Мадам и Отец Флог, под этими псевдонимами они продолжали избивать детей, совершивших преступления. Только теперь, освободившись от Святого Николая, он будет делать это весь год...
2 - Калликанцары
В Юго-Восточной Европе рассказывают, что в течение двенадцати рождественских ночей, с 25 декабря по 6 января, существа, обычно скрытые глубоко в недрах земли, выходят на поверхность, чтобы сеять хаос среди живых. Их описания разнообразны. В некоторых областях их описывают как крошечных гоблинов, которые спускаются в дымоходы и причиняют разрушения. В других местах это гигантские рептилоидные монстры с огромными когтями. Иногда их изображают с ярко-красными глазами. Что неизменно в их описаниях во всех сельских районах Балкан, так это их злобный характер.
Говорят, что некоторые калликанцары любят устраивать розыгрыши, воровать и вообще сеять раздор в общинах на Рождество. Однако самые печально известные их деяния совершаются, когда они спускаются по дымоходам в дома людей. Мебель и домашнее имущество уничтожаются. Людей жестоко избивают, а из животов без разбора вырывают кишки. Фольклор также рассказывает, что калликанцары особенно охотно похищают новорожденных детей в период Рождества. Они считают своим долгом доставлять неприятности смертным, живущим на поверхности.
Однако есть несколько простых способов отпугнуть этих злобных вандалов.
Новорожденных можно обвязать соломой и чесноком, чтобы отпугнуть этих монстров. Еще более простой способ отпугнуть их - оставить у дома дуршлаг. Как бы причудливо это ни звучало, но традиция гласит, что простой кухонный дуршлаг настолько отвлечет калликанцарев, что они не войдут в ваш дом. Ведь эти гоблины невероятно глупы и не умеют считать дальше цифры два. Поэтому, почувствовав непреодолимое желание сосчитать все отверстия в дуршлаге, эти существа проведут всю ночь, повторяя счет от одного до двух. Все мысли о хаосе и жестокости держатся на расстоянии.
После окончания праздничного сезона эти злобные имбецилы возвращаются под землю, чтобы продолжить свою злую работу. Ведь, согласно фольклору, Калликанцары весь год пилят "мировое дерево", могучее дерево, которое держит наш мир вместе. Но каждый год, как только они собираются уничтожить мир, наступает Рождество, и тогда Калликанцарам приходится выходить на поверхность и снова устраивать хаос.
1 - Дьявол
Среди рогатого скопища каннибалов, психопатов и демонов, которые, как говорят, связаны с Сантой, чтобы помочь ему наказать плохих детей, есть и сам Дьявол.
В Чехии и других европейских странах люди традиционно наряжаются дьяволом и Санта-Клаусом и посещают разные дома. Там Старый Святой Ник спрашивает родителей и самих детей, хорошо ли они вели себя в этом году. Если оба отвечают "да", то в награду детям радостно вручаются подарки. Если дети были непослушными и признаются в этом, Санта-Клаус укоряет их и говорит, чтобы в следующем году они вели себя лучше.
Если же дети солгали Санте, наступает время вмешательства Дьявола. Зная, что их ждет, дети обычно бьются в истерике от страха при одном только его виде, прячутся под кроватями и забиваются в углы.
Как только дьявол настигает свою жертву, он перекидывает непослушных детей через спину и уносит их в ад. По крайней мере, так считают другие дети, наблюдающие за этим. На самом деле их отводит в другую комнату дома костюмированный воспитатель и ругает их, говоря, что они действительно попадут в ад в следующем году, если не начнут вести себя хорошо.
После этого все дети - независимо от того, хорошо они себя вели или нет - должны петь и танцевать, чтобы умиротворить дьявола. Без сомнения, охваченные нервным страхом и колотящимися сердцами.
Включение дьявола в празднование Рождества стало частью христианской традиции на протяжении веков. Нигде традиционное появление дьявола в рождественский сезон не проиллюстрировано лучше, чем в Дьюсбери в Великобритании.
Уже более 500 лет приходская церковь Дьюсбери чтит традицию, известную как "Дьявольский звон". Каждый год, прошедший со дня рождения Христа, церковные колокола звонят в канун Рождества, причем последний звон должен прозвучать в полночь. Так, в этом году в канун Рождества колокола прозвонят впечатляющие 2 017 раз. К этой традиции относятся очень серьезно: в Дьюсбери съезжаются лучшие звонари со всего Соединенного Королевства, чтобы обеспечить успех этого начинания. Некоторые говорят, что звон колокола Дьявола - это память о смерти Дьявола, который умер, когда родился Христос. Другие же утверждают, что если колокола не будут звонить точно по инструкции, то Дьявол вернется на Рождество и приведет с собой весь Ад.
Буду рад вашему лайку, подписке и комментарию.