Найти в Дзене
FujifilmRu

Моделирования пленок FUJIFILM

Добрый день, друзья!

Рады снова вас приветствовать на канале FUJIFILM в Яндекс-Дзен.

Пару недель назад, мы выпустили ролик, где я (автор этих строк и ведущий YouTube-канала) рассказывал, как правильно использовать моделирования пленок.

В комментариях, нас попросили адаптировать материал в текстовый формат и сделать небольшие шпаргалки.

Попросили – делаем!

Сегодня снова поговорим про пленки.

Точнее, про моделирования пленок в камерах Фуджи, о том, как их использовать и даже вскользь обсудим печать.

Я призываю вас попробовать поснимать разные сюжеты на все профили из доступных, покрасить их в проявщике и просто поэкспериментировать с цветом, найти и раскрыть что-то классное, лично для вас, в каждой из них.

Тут важно сразу уточнить, что все моделирования пленок в камере — это не точная копия реальной пленки, а, скорее, «размышления на тему». Палитра похожа, но главной задачей колористов было передать настроение, ощущения от отпечатка с той или иной пленки.

У каждого производителя пленок свои представления о прекрасном и свои фирменные черты. Например, для пленок FUJIFILM, характерна легкая маджента и нежная прохладная синева, а контраст немного выше, чем у американских пленок.

Velvia 50 / фотография vesnins.ru
Velvia 50 / фотография vesnins.ru

К тому же, у каждой пленки, есть свои сценарии применения. То есть – те сюжеты и жанры, ради которых их и создавали. И если с кинопленками все очевидно, то с фотографическими – нужно разобраться поподробнее.

Начнем, конечно, с Провии.

Provia / GFX100S
Provia / GFX100S

Пленка первая, стандартная.

В молодости – Fujichrome Provia 100F. Да, название четвертой камеры серии Х100, это еще и отсылка к пленочному наследию.

Пожалуй, Провия – самая универсальная из насыщенных пленок Фуджи. У нее хороший стандартный контраст, достаточно-точные цвета и оттенки, которые не уходят в крайности. Как повседневное цветовое решение, когда не знаете, чего именно вам хочется – то, что нужно. Картинка будет умеренно-сочная, а белый немного сдвинется в холодный спектр.

Значительное повышение экспозиции никакого существенного художественного эффекта на фотографию не окажет, только потеряете цвет и сочность. Так что, диапазон экспозиции советую использовать от +1/3 до -2/3.

Эта пленка любит правильный баланс белого, лучше всего – построенный по серой карте.

Серая карта. Обязательно купите ее в ближайшем фотомагазине
Серая карта. Обязательно купите ее в ближайшем фотомагазине

Provia
Provia

Лучшие сценарии использования: бытовая повседневная съемка, портреты в локации и прочий lifestyle. Практически все, кроме рекламы, fashion и драмы.

Печатать можно буквально на чем угодно. Мат, глянец, шелк, сатин, бумажная подложка и баритаж. Все они будут смотреться очень симпатично.

Velvia.

-6

Профессиональная позитивная, то есть слайдовая, фотопленка.

Создана с очевидным прицелом на пейзаж. Очень резкая, контрастная и насыщенная. Самая яркая из всех пленок FUJIFILM.

Млечный путь над перевалом Актопрак
Млечный путь над перевалом Актопрак

Одна из характерных особенностей Вельвии – сильный сдвиг теплых тонов. Желтый становится мандариновым, красный – ярко-алым.

С контрастом Вельвии нужно быть осторожным, при небольшом недоэкспонировании есть риск окончательно провалить тени в черный. Все-таки, динамический диапазон, то есть то, как она передает информацию в светах и тенях, у вельвии ниже, чем у других моделирований в вашей камере.

-8

Зато, несмотря на высочайший уровень цветонасыщения, оттенки не получаются кислотными. Очень насыщенными, местами кричащими, но не кислотными.

Баланс белого – практически любой. Хотите передать оттенки аквамариново-голубых торосов на замерзшем озере – уводите в холодный, пламенный закат – делайте теплее.

-9
-10
-11

Главное – хорошенько подумайте, прежде чем снимать портреты с этим моделированием. На лице могут проявиться нежелательные карминовые пятна и лишние тени.

Таким образом, лучшие сценарий использования – съемка природы. Рассветы, закаты, пейзажи, цветы и все буйство красок флоры.

-12

Соберетесь печатать – выбирайте суперглянцевые бумаги. Или, даже лучше, залейте снимок акрилом, чтобы добавить глубины. На матовой барите смотрится неплохо, но, все-равно, теряется.

На шелке и сатине смотрится откровенно неудачно.

Astia

Насыщенно-пастельный восторг fashion-фотографии. Буквально, Астию создавали для съемки моды. То есть, одежды, портретов и всего того, что принято печатать в журналах.

-13

Палитра у Астии яркая, но, одновременно, не такая шквально-интенсивная, как у Вельвии. Красный, голубой и зеленый она передает сочно и насыщенно, а оттенки кожи сохраняет тепло-мягкими и натуральными.

Астию можно недоэкспонировать на ступень и она будет становиться контрастнее и насыщеннее, лаймовый цвет превратится в малахитовый, а синий устремится к ультрамарину.

-14

Если решите экспозицию, наоборот, добавить, то получите нежные пастельные оттенки по всему кадру. Белый останется белым, а зеленый получит винтажные аквамариновые оттенки.

-15
-16

Крайностей в балансе белого астия не любит. Сделать немного теплее и добавить уютной атмосферы – пожалуйста, прохладного ретро- тоже можно. Но без радикальных синих и оранжевых решений. Лучше выберите «приоритет белого» и немного сместите его в зеленый или мадженту. Будет очень стильно!

-17

Фотографируйте свадьбы, путешествия, fashion и портреты на открытом воздухе, яркую предметку, но не пейзажи. Для пейзажей может оказаться слегка блекловато.

Печатать можно смело на всех видах гляневых бумаг, на матовых с баритовой подложкой и металлике, он же pearl.

Classic Chrome

C Классик-Хромом история получилась очень любопытная. Это одно из любимых моделирований у Фуджи-коммьюнити, а прямого аналога среди реальных пленок у нее просто нет.

-18

В оттенках прослеживается и Кодахром, и даже немецкая Agfa.

Но, колористы утверждают, что вдохновлялись деловыми журналами 20-го века. То есть, выводили цвет для документальной фотографии. Оттенки Классик Хрома не похожи на пылающую палитру вельвии, комфортную провию и пастельно-веселую астию. Здесь подход совсем другого толка: строгие, слегка приглушенные, цвета, высокий контраст, хорошая тональная глубина.

-19

Явно усилены синие и сине-зеленые оттенки, даже в безоблачном летнем небе отчетливо прослеживается металл. Белый у Классик-Хрома яркий и полнотелый, стремящийся в холод даже при правильном балансе белого.

Но, если решите делать теплее, то красные и рыжие оттенки внезапно станут необычно-ржавыми. Ржавый тут – без негативного подтекста.

-20

Классик хром можно смело как пересвечивать, так и недосвечивать. Опускаете экспозицию – добавляете драмы, увеличиваете до +1/3 и стиль американской фотографии 50х годов 20 века у вас в руках.

Правильно применить Классик хром можно в документальной и репортажной фотографии, сделать интересный мужской портрет в студии и на улице, даже стильную свадьбу можно снять. А вот для цветения или классического пейзажа, он подойдет в меньшей степени. При этом, отлично раскроет пейзаж техногенный.

Классик хром в одном слове это «строгость». Строгость в цвете, строгость в форме и линиях, строгость в композиции и сюжете.

-21

Если печатать, то на матовых бумагах (барита – прекрасно) или, если снимаете для интерьера, на металлике. Классик Хром на Перле будет потрясающе переливаться и играть под солнечными лучами.

-22

Pro Neg Hi и Pro neg Std

В аналоговом варианте – Pro160NH и Pro160NS

Классические негативные форматные пленки

Pro Neg Hi
Pro Neg Hi
Pro Neg Std
Pro Neg Std

Строго говоря, они отличаются только динамическим диапазоном. Hi – с высоким контрастом и глубокими тенями, приспособленная к съемке даже с плоским светом. А стандарт – наоборот, с мягкими тенями и слабым контрастом, в первую очередь, как цветовая подложка для последующей обработки.

То есть, Hi-версия предполагает, что вы снимете и оставите как есть, а Std – что выберете пленку в качестве цветового профиля в проявщике и обработаете снимок поверх нее, либо, на ее основе, накрутите нужную вам картинку прямо в камере.

Pro Neg Std
Pro Neg Std

Что касается цвета. Он тут самый точный из всех пленок. Сама палитра абсолютно-нейтральная, без отклонений и акцентов. От того, смотрится несколько скучнее, чем та же Астия.

Но, для технической фотографии, предметной и классической портретной, особенно в студии с импульсным светом, подойдет просто идеально.

-26

Экспонирование здесь работает по стандартному алгоритму: при уменьшении – тени становятся немного глубже, общая яркость фотографии понижается. При увеличении, соответственно, наоборот, повышается яркость и вытягиваются тени.

-27

Давайте коротко расскажу про то, как это – обрабатывать фотографию поверх пленки. Открываем, например, Capture One, фотографию в RAW-формате и в меню «кривая» выбираем нужное моделирование пленки. Все, мы положили цветовой фундамент. Дальше – обрабатываем по вкусу, выборочно работаем с оттенками, контрастом, резкостью и всеми остальными параметрами. Таким образом, мы сразу начинаем с хорошего цвета, который просто дорабатываем по своему вкусу. Это, конечно, актуально для всех пленочных моделирований.

Печатать можно на любой бумаге, в зависимости от сюжета. Очень достойно смотрится на холстах.

Классический негатив

-28

Классический негатив. Он же Superia Xtra

Пожалуй, самое «пленочное» из моделирований.

Хотя бы потому, что как ни один другой профиль, похожа на реальную Суперию.

А еще, она, до прихода цифровой фотографии в каждый дом, была просто чудовищно популярна. На нее снимали и профессионалы, и любители, и путешествия, и портреты и свадьбы и все что угодно. Даже в некоторые одноразовые камеры заряжали именно ее. Так что, когда кто-то вам говорит про «пленочную обработку» очень вероятно, что он говорит, как раз, о палитре и зерне Суперии.

Ее личная особенность – стремление превратить все теплые оттенки в оранжевый. Будь то алый цвет феррари «rosso corsa» или просто загорелая кожа.

Пример Superia с pola-store.ru
Пример Superia с pola-store.ru
Пример Superia с pola-store.ru
Пример Superia с pola-store.ru

Суперию готовили, в том числе, как экспортную из Японии в США и Европу. То есть, в отличие от классических пленок FUJIFILM, она чуть теплее и несколько менее контрастная.

Помимо заигрывания с теплыми цветами, отличительная особенность Суперии – явные зеленоватые оттенки и достаточный динамический диапазон. Ее делали универсальной, чтобы вы могли снимать и с естественным освещением, и с искусственым, стрит и портреты, стильно недоэкспонировать или атмосферно пересвечивать на ярком солнце.

-31

Таким образом, не ждите от Классического Негатива правильного цвета, воспринимайте его как портал в мир пленочной стрит и трэвел фотографии, когда ощущения от атмосферы снимка становятся важнее точности фиксации.

Включите JPEG, поставьте баланс белого потеплее (я очень люблю снимать на 5750 кельвинов и слегка смещать в зеленый) и просто пофотографируйте в свое удовольствие.

Стрит под дождем, пикник в лесу или прогулку на велосипедах по парку, внезапный портрет или уютный бэкстейдж.

-32

И не постесняйтесь добавить зерна, маленького и интенсивного. Так будет еще ближе к оригиналу.

Печатать рекомендую только на матовой барите.

-33

Eterna – кино

-34

Настоящая кинопленка, существующая в реальности.

Главная особенность Этерны – огромный динамический диапазон, низкий контраст и весьма умеренная насыщенность.

Этерна это «плоский профиль» камер Фуджи, который симпатично смотрится и без коррекций.

-35

Однако, ее концепция как раз в том, чтобы у вас была возможность работать с цветом и контрастом уже после съемки. Когда ее разрабатывали, еще не было ни малейшего намека на логарифмическую кривую и все эти Prores Raw на рекордер.

Если, по каким-то причинам не снимаете, в RAW, то фотографии в Этерне можно докрутить и в JPEG, и в rec709, если говорить о видео.

Никаких особенных советов по балансу белого тут дать нельзя. Хотите холодных, неуютных оттенков как в «Омерзительной восьмерке» – уменьшайте количество кельвинов, ищете теплой атмосферы летнего пионерлагеря из советских фильмов – поднимайте.

-36
-37

Применимость в фото у Этерны без коррекций очевидная – синематография. Это когда каждый кадр выглядит так, будто вы остановили фильм. Так что, если снимаете какой-то фотопроект, где цвет не должен отвлекать, а тени вы проваливать не хотите – Этерна ваш выбор.

-38

Печатать стоит только на матовых и сатиновых бумагах, шелк и глянец будут смотреться тускло и неуместно.

Eterna Bleach Bypass

Это как Eterna, только наоборот. Щедро добавили контраста, уменьшили динамический диапазон, радикально уменьшили насыщенность и, в итоге, получили драматичную холодную палитру.

-39

Вообще, блич байпасс это процесс удержания серебра при проявке или, если просто, то отбеливания. Очень часто этот эффект сочетают с недодержкой на одну ступень.

Впервые, в кино, Блич Байпасс использовал японский кинорежиссер Кон Итикава в фильме «ее брат».

Лайк, если смотрели.

Но, скорее всего, вы видели этот эффект в «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга или у Финчера в «Семь».

-40

Главная и единственная задача эффекта BleachBypass – передать драму, происходящую с героем. Это может быть ужас боевых сцен или неуютный русский север, как у Звягинцева в «Возвращении».

-41
-42

То есть, малонасыщенная, почти монохромная, картинка с интенсивным синим цветом, приглушенным красным, блеклым зеленым, потускневшим желтым и сияющим белым.

Баланс белого – чуть холоднее нормы, экспозиция – немного в минус для большинства сюжетов или в плюс, если хотите передать невыносимую жару под палящим солнцем.

Печатать советую на обычном глянце, без шелка, сатина и прочих неклассических решений.

-43

Acros

-44

В девичестве – Neopan Acros.

Главное черно-белое решение в камерах FUJIFILM.

Неплохая фотоширота (сейчас мы называем это динамическим диапазоном), при этом – достаточный контраст. Личная особенность и то, чем она в первую очередь отличается от простого черно-белого решения – бархатистые тени на любом исо. То есть, в темных участках снимка, даже на минимальном исо, проступает очаровательное аналоговое зерно. Крохотное, не отвлекающее, не съедающее резкость и текстуру. Небольшое напоминание о пленочном прошлом.

А если вы увеличите ISO или, того больше, принудительно добавите зерно, то Acros заиграет всей своей многолетней монохромной историей.

-45

Кстати! Опытным путем мы выяснили, что на высоких исо можно смело добавлять принудительную зернистость. Она здорово маскирует реальный шум, а выглядит намного атмосфернее.

Таким образом, Acros – классное и универсальное решение. Имея реально-существующий аналог, это моделирование стало собирательным образом всех удачных черно-белых пленок. Достаточно-контрастное, но не теряет детали в тенях, резкое и мягкое одновременно, слегка-зернистое и абсолютно-универсальное, если мы в принципе может считать черно-белую пленку универсальной.

-46

Я очень советую вам поиграть с тоновой кривой в камере и попробовать добавить или увеличить контраст. Хотите стиль ретро-журналистики – значительно понижайте, в поисках гламурного глубокого черного – тени и света в +3.

-47

В комплекте с Acros и обычным ч/б внимаю фотографа предлагаются три дополнительных фильтра

В чёрно-белой фотографии объекты имеющие разные цвета вполне могут иметь одинаковую яркость и потому на черно-белом снимке сливаться в одно пятно, не иметь разделения по яркости.

На монохромное фото цветные светофильтры действуют, осветляя тот цвет, который имеют сами. Так, например, зелёные фильтры осветляют на чёрно-белом фото растительность относительно других цветов, а красные фильтры могут осветлять красные цветы, например.

-48

Итак, что с печатью?

Если фотография получилась высококонтрастная – только глянец или металлик, чтобы белый светился и переливался. Закажите пластификацию, уберите фотографию за музейное стекло и наслаждайтесь глубокими бесцветными переходами от тьмы к свету.

-49

Если же вы идете путем низкого контраста, то самый лучший способ его подчеркнуть – хорошая матовая бумага. Барита, хорошая детализация и резкость + крупный формат – рецепт неминуемого успеха.

Если вы привыкли все снимать в цвете и иногда, просто для атмосферы, переводите снимок в ч/б – попробуйте найти сюжеты, которые в принципе невозможно представить в цвете. И когда вы найдете и снимете такой сюжет, это будет означать, что вы забрались на следующую ступеньку вашего фотомастерства.

Если у вас получится – покажите всем этот снимок с хештегом #FujifilmRu .

А хештег с названием пленки, вроде #Astia или #ClassicNeg – самый простой способ подглядеть сюжеты у коллег по цеху и как следует вдохновиться.

-50

Ностальгический Негатив.

Последняя пленка в этой статье. Сегодня, она доступна только владельцам крупноформатных GFX100S и GFX 50S II. И от того, особенно-эксклюзивна.

И тут вот какая история. У Фуджифильм нет никакого реально-существующего аналога «ностальгического негатива», а колористы вдохновлялись цветами американской фотографии 70х.

Фото Уильям Эгглстон
Фото Уильям Эгглстон

70-е в США это культовые маслкары, дайнеры, хром, винил, солнце и бензин.

А цветная фотография США 70х это ее основоположник, крестный отец и популяризатор – Уильям Эглстон. У него, вообще, с черно-белой фотографией не сложилась, не мог монохром выразить все, что Уильям Хотел сказать своими снимками. Так что, пришлось ему идти тернистым путем. Если тебе не нравится профессионально снимать на черно-белую пленку – нужно сделать так, чтобы цветная пленка считалась профессиональной. И у него получилось! Уильям снимал повседневную жизнь Америки так, что снимками восхищались и Дэвид Линч, и София Кополла. Очень рекомендую вам почитать про человека, который явно повлиял на развитие цветной фотографии и заслужил место в пантеоне величайших мировых фотографов.

-52
-53
-54

Так вот, это я к чему. 70-е, Эгглстон, одноэтажная Америка и цвет. А какая цветная пленка была в США в то время? Кодак, конечно!

-55
-56
-57

Так что, ностальгический негатив в GFX это трибьют прекрасному времени, детству цветной американской фотографии, привет лету и солнцу в теплых оттенках, с широким динамическим диапазоном и приглушенными оттенками золотого, желтого, оранжевого и красного.

-58

Ему отчаянно не идет холодный баланс белого и проваленная экспозиция. Снимайте от -2/3 до + 1/3, чтобы как можно лучше передать уютную повседневную атмосферу, ласковое тепло солнечных лучей, мягкие прибрежные закаты и прекрасное ностальгическое настроение в стрит-фотографии, путешествиях, портретах на открытом воздухе и городских пейзажах.

-59
-60
-61

Ностальгический негатив — это лето, которое всегда с тобой.

Лето, которое можно напечатать на мягкой матовой бумаге и спрятать до следующей хмурой зимы.

-62
-63

На этом все, друзья!

Надеюсь, читать эту статью было полезно или, хотя бы, интересно.

Если у вас остались какие-то вопросы – смело задавайте их в комментариях. Мы на них отвечаем и категорически приветствуем хорошие обсуждения.

Посмотреть снимки с разными моделированиями пленок можно по хештегу #FujifilmRu или собственными хештегами каждой пленки. Очень часто, авторы подписывают свои фотографии.

И, по заявкам в YouTube, мы подготовили небольшие шпаргалки про каждую пленку (чуть ниже)

Сохраняйте и пользуйтесь на здоровье.

Счастливо и берегите себя!

-64
-65