Добрый день, друзья!
Рады снова вас приветствовать на канале FUJIFILM в Яндекс-Дзен.
Пару недель назад, мы выпустили ролик, где я (автор этих строк и ведущий YouTube-канала) рассказывал, как правильно использовать моделирования пленок.
В комментариях, нас попросили адаптировать материал в текстовый формат и сделать небольшие шпаргалки.
Попросили – делаем!
Сегодня снова поговорим про пленки.
Точнее, про моделирования пленок в камерах Фуджи, о том, как их использовать и даже вскользь обсудим печать.
Я призываю вас попробовать поснимать разные сюжеты на все профили из доступных, покрасить их в проявщике и просто поэкспериментировать с цветом, найти и раскрыть что-то классное, лично для вас, в каждой из них.
Тут важно сразу уточнить, что все моделирования пленок в камере — это не точная копия реальной пленки, а, скорее, «размышления на тему». Палитра похожа, но главной задачей колористов было передать настроение, ощущения от отпечатка с той или иной пленки.
У каждого производителя пленок свои представления о прекрасном и свои фирменные черты. Например, для пленок FUJIFILM, характерна легкая маджента и нежная прохладная синева, а контраст немного выше, чем у американских пленок.
К тому же, у каждой пленки, есть свои сценарии применения. То есть – те сюжеты и жанры, ради которых их и создавали. И если с кинопленками все очевидно, то с фотографическими – нужно разобраться поподробнее.
Начнем, конечно, с Провии.
Пленка первая, стандартная.
В молодости – Fujichrome Provia 100F. Да, название четвертой камеры серии Х100, это еще и отсылка к пленочному наследию.
Пожалуй, Провия – самая универсальная из насыщенных пленок Фуджи. У нее хороший стандартный контраст, достаточно-точные цвета и оттенки, которые не уходят в крайности. Как повседневное цветовое решение, когда не знаете, чего именно вам хочется – то, что нужно. Картинка будет умеренно-сочная, а белый немного сдвинется в холодный спектр.
Значительное повышение экспозиции никакого существенного художественного эффекта на фотографию не окажет, только потеряете цвет и сочность. Так что, диапазон экспозиции советую использовать от +1/3 до -2/3.
Эта пленка любит правильный баланс белого, лучше всего – построенный по серой карте.
Лучшие сценарии использования: бытовая повседневная съемка, портреты в локации и прочий lifestyle. Практически все, кроме рекламы, fashion и драмы.
Печатать можно буквально на чем угодно. Мат, глянец, шелк, сатин, бумажная подложка и баритаж. Все они будут смотреться очень симпатично.
Velvia.
Профессиональная позитивная, то есть слайдовая, фотопленка.
Создана с очевидным прицелом на пейзаж. Очень резкая, контрастная и насыщенная. Самая яркая из всех пленок FUJIFILM.
Одна из характерных особенностей Вельвии – сильный сдвиг теплых тонов. Желтый становится мандариновым, красный – ярко-алым.
С контрастом Вельвии нужно быть осторожным, при небольшом недоэкспонировании есть риск окончательно провалить тени в черный. Все-таки, динамический диапазон, то есть то, как она передает информацию в светах и тенях, у вельвии ниже, чем у других моделирований в вашей камере.
Зато, несмотря на высочайший уровень цветонасыщения, оттенки не получаются кислотными. Очень насыщенными, местами кричащими, но не кислотными.
Баланс белого – практически любой. Хотите передать оттенки аквамариново-голубых торосов на замерзшем озере – уводите в холодный, пламенный закат – делайте теплее.
Главное – хорошенько подумайте, прежде чем снимать портреты с этим моделированием. На лице могут проявиться нежелательные карминовые пятна и лишние тени.
Таким образом, лучшие сценарий использования – съемка природы. Рассветы, закаты, пейзажи, цветы и все буйство красок флоры.
Соберетесь печатать – выбирайте суперглянцевые бумаги. Или, даже лучше, залейте снимок акрилом, чтобы добавить глубины. На матовой барите смотрится неплохо, но, все-равно, теряется.
На шелке и сатине смотрится откровенно неудачно.
Astia
Насыщенно-пастельный восторг fashion-фотографии. Буквально, Астию создавали для съемки моды. То есть, одежды, портретов и всего того, что принято печатать в журналах.
Палитра у Астии яркая, но, одновременно, не такая шквально-интенсивная, как у Вельвии. Красный, голубой и зеленый она передает сочно и насыщенно, а оттенки кожи сохраняет тепло-мягкими и натуральными.
Астию можно недоэкспонировать на ступень и она будет становиться контрастнее и насыщеннее, лаймовый цвет превратится в малахитовый, а синий устремится к ультрамарину.
Если решите экспозицию, наоборот, добавить, то получите нежные пастельные оттенки по всему кадру. Белый останется белым, а зеленый получит винтажные аквамариновые оттенки.
Крайностей в балансе белого астия не любит. Сделать немного теплее и добавить уютной атмосферы – пожалуйста, прохладного ретро- тоже можно. Но без радикальных синих и оранжевых решений. Лучше выберите «приоритет белого» и немного сместите его в зеленый или мадженту. Будет очень стильно!
Фотографируйте свадьбы, путешествия, fashion и портреты на открытом воздухе, яркую предметку, но не пейзажи. Для пейзажей может оказаться слегка блекловато.
Печатать можно смело на всех видах гляневых бумаг, на матовых с баритовой подложкой и металлике, он же pearl.
Classic Chrome
C Классик-Хромом история получилась очень любопытная. Это одно из любимых моделирований у Фуджи-коммьюнити, а прямого аналога среди реальных пленок у нее просто нет.
В оттенках прослеживается и Кодахром, и даже немецкая Agfa.
Но, колористы утверждают, что вдохновлялись деловыми журналами 20-го века. То есть, выводили цвет для документальной фотографии. Оттенки Классик Хрома не похожи на пылающую палитру вельвии, комфортную провию и пастельно-веселую астию. Здесь подход совсем другого толка: строгие, слегка приглушенные, цвета, высокий контраст, хорошая тональная глубина.
Явно усилены синие и сине-зеленые оттенки, даже в безоблачном летнем небе отчетливо прослеживается металл. Белый у Классик-Хрома яркий и полнотелый, стремящийся в холод даже при правильном балансе белого.
Но, если решите делать теплее, то красные и рыжие оттенки внезапно станут необычно-ржавыми. Ржавый тут – без негативного подтекста.
Классик хром можно смело как пересвечивать, так и недосвечивать. Опускаете экспозицию – добавляете драмы, увеличиваете до +1/3 и стиль американской фотографии 50х годов 20 века у вас в руках.
Правильно применить Классик хром можно в документальной и репортажной фотографии, сделать интересный мужской портрет в студии и на улице, даже стильную свадьбу можно снять. А вот для цветения или классического пейзажа, он подойдет в меньшей степени. При этом, отлично раскроет пейзаж техногенный.
Классик хром в одном слове это «строгость». Строгость в цвете, строгость в форме и линиях, строгость в композиции и сюжете.
Если печатать, то на матовых бумагах (барита – прекрасно) или, если снимаете для интерьера, на металлике. Классик Хром на Перле будет потрясающе переливаться и играть под солнечными лучами.
Pro Neg Hi и Pro neg Std
В аналоговом варианте – Pro160NH и Pro160NS
Классические негативные форматные пленки
Строго говоря, они отличаются только динамическим диапазоном. Hi – с высоким контрастом и глубокими тенями, приспособленная к съемке даже с плоским светом. А стандарт – наоборот, с мягкими тенями и слабым контрастом, в первую очередь, как цветовая подложка для последующей обработки.
То есть, Hi-версия предполагает, что вы снимете и оставите как есть, а Std – что выберете пленку в качестве цветового профиля в проявщике и обработаете снимок поверх нее, либо, на ее основе, накрутите нужную вам картинку прямо в камере.
Что касается цвета. Он тут самый точный из всех пленок. Сама палитра абсолютно-нейтральная, без отклонений и акцентов. От того, смотрится несколько скучнее, чем та же Астия.
Но, для технической фотографии, предметной и классической портретной, особенно в студии с импульсным светом, подойдет просто идеально.
Экспонирование здесь работает по стандартному алгоритму: при уменьшении – тени становятся немного глубже, общая яркость фотографии понижается. При увеличении, соответственно, наоборот, повышается яркость и вытягиваются тени.
Давайте коротко расскажу про то, как это – обрабатывать фотографию поверх пленки. Открываем, например, Capture One, фотографию в RAW-формате и в меню «кривая» выбираем нужное моделирование пленки. Все, мы положили цветовой фундамент. Дальше – обрабатываем по вкусу, выборочно работаем с оттенками, контрастом, резкостью и всеми остальными параметрами. Таким образом, мы сразу начинаем с хорошего цвета, который просто дорабатываем по своему вкусу. Это, конечно, актуально для всех пленочных моделирований.
Печатать можно на любой бумаге, в зависимости от сюжета. Очень достойно смотрится на холстах.
Классический негатив
Классический негатив. Он же Superia Xtra
Пожалуй, самое «пленочное» из моделирований.
Хотя бы потому, что как ни один другой профиль, похожа на реальную Суперию.
А еще, она, до прихода цифровой фотографии в каждый дом, была просто чудовищно популярна. На нее снимали и профессионалы, и любители, и путешествия, и портреты и свадьбы и все что угодно. Даже в некоторые одноразовые камеры заряжали именно ее. Так что, когда кто-то вам говорит про «пленочную обработку» очень вероятно, что он говорит, как раз, о палитре и зерне Суперии.
Ее личная особенность – стремление превратить все теплые оттенки в оранжевый. Будь то алый цвет феррари «rosso corsa» или просто загорелая кожа.
Суперию готовили, в том числе, как экспортную из Японии в США и Европу. То есть, в отличие от классических пленок FUJIFILM, она чуть теплее и несколько менее контрастная.
Помимо заигрывания с теплыми цветами, отличительная особенность Суперии – явные зеленоватые оттенки и достаточный динамический диапазон. Ее делали универсальной, чтобы вы могли снимать и с естественным освещением, и с искусственым, стрит и портреты, стильно недоэкспонировать или атмосферно пересвечивать на ярком солнце.
Таким образом, не ждите от Классического Негатива правильного цвета, воспринимайте его как портал в мир пленочной стрит и трэвел фотографии, когда ощущения от атмосферы снимка становятся важнее точности фиксации.
Включите JPEG, поставьте баланс белого потеплее (я очень люблю снимать на 5750 кельвинов и слегка смещать в зеленый) и просто пофотографируйте в свое удовольствие.
Стрит под дождем, пикник в лесу или прогулку на велосипедах по парку, внезапный портрет или уютный бэкстейдж.
И не постесняйтесь добавить зерна, маленького и интенсивного. Так будет еще ближе к оригиналу.
Печатать рекомендую только на матовой барите.
Eterna – кино
Настоящая кинопленка, существующая в реальности.
Главная особенность Этерны – огромный динамический диапазон, низкий контраст и весьма умеренная насыщенность.
Этерна это «плоский профиль» камер Фуджи, который симпатично смотрится и без коррекций.
Однако, ее концепция как раз в том, чтобы у вас была возможность работать с цветом и контрастом уже после съемки. Когда ее разрабатывали, еще не было ни малейшего намека на логарифмическую кривую и все эти Prores Raw на рекордер.
Если, по каким-то причинам не снимаете, в RAW, то фотографии в Этерне можно докрутить и в JPEG, и в rec709, если говорить о видео.
Никаких особенных советов по балансу белого тут дать нельзя. Хотите холодных, неуютных оттенков как в «Омерзительной восьмерке» – уменьшайте количество кельвинов, ищете теплой атмосферы летнего пионерлагеря из советских фильмов – поднимайте.
Применимость в фото у Этерны без коррекций очевидная – синематография. Это когда каждый кадр выглядит так, будто вы остановили фильм. Так что, если снимаете какой-то фотопроект, где цвет не должен отвлекать, а тени вы проваливать не хотите – Этерна ваш выбор.
Печатать стоит только на матовых и сатиновых бумагах, шелк и глянец будут смотреться тускло и неуместно.
Eterna Bleach Bypass
Это как Eterna, только наоборот. Щедро добавили контраста, уменьшили динамический диапазон, радикально уменьшили насыщенность и, в итоге, получили драматичную холодную палитру.
Вообще, блич байпасс это процесс удержания серебра при проявке или, если просто, то отбеливания. Очень часто этот эффект сочетают с недодержкой на одну ступень.
Впервые, в кино, Блич Байпасс использовал японский кинорежиссер Кон Итикава в фильме «ее брат».
Лайк, если смотрели.
Но, скорее всего, вы видели этот эффект в «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга или у Финчера в «Семь».
Главная и единственная задача эффекта BleachBypass – передать драму, происходящую с героем. Это может быть ужас боевых сцен или неуютный русский север, как у Звягинцева в «Возвращении».
То есть, малонасыщенная, почти монохромная, картинка с интенсивным синим цветом, приглушенным красным, блеклым зеленым, потускневшим желтым и сияющим белым.
Баланс белого – чуть холоднее нормы, экспозиция – немного в минус для большинства сюжетов или в плюс, если хотите передать невыносимую жару под палящим солнцем.
Печатать советую на обычном глянце, без шелка, сатина и прочих неклассических решений.
Acros
В девичестве – Neopan Acros.
Главное черно-белое решение в камерах FUJIFILM.
Неплохая фотоширота (сейчас мы называем это динамическим диапазоном), при этом – достаточный контраст. Личная особенность и то, чем она в первую очередь отличается от простого черно-белого решения – бархатистые тени на любом исо. То есть, в темных участках снимка, даже на минимальном исо, проступает очаровательное аналоговое зерно. Крохотное, не отвлекающее, не съедающее резкость и текстуру. Небольшое напоминание о пленочном прошлом.
А если вы увеличите ISO или, того больше, принудительно добавите зерно, то Acros заиграет всей своей многолетней монохромной историей.
Кстати! Опытным путем мы выяснили, что на высоких исо можно смело добавлять принудительную зернистость. Она здорово маскирует реальный шум, а выглядит намного атмосфернее.
Таким образом, Acros – классное и универсальное решение. Имея реально-существующий аналог, это моделирование стало собирательным образом всех удачных черно-белых пленок. Достаточно-контрастное, но не теряет детали в тенях, резкое и мягкое одновременно, слегка-зернистое и абсолютно-универсальное, если мы в принципе может считать черно-белую пленку универсальной.
Я очень советую вам поиграть с тоновой кривой в камере и попробовать добавить или увеличить контраст. Хотите стиль ретро-журналистики – значительно понижайте, в поисках гламурного глубокого черного – тени и света в +3.
В комплекте с Acros и обычным ч/б внимаю фотографа предлагаются три дополнительных фильтра
В чёрно-белой фотографии объекты имеющие разные цвета вполне могут иметь одинаковую яркость и потому на черно-белом снимке сливаться в одно пятно, не иметь разделения по яркости.
На монохромное фото цветные светофильтры действуют, осветляя тот цвет, который имеют сами. Так, например, зелёные фильтры осветляют на чёрно-белом фото растительность относительно других цветов, а красные фильтры могут осветлять красные цветы, например.
Итак, что с печатью?
Если фотография получилась высококонтрастная – только глянец или металлик, чтобы белый светился и переливался. Закажите пластификацию, уберите фотографию за музейное стекло и наслаждайтесь глубокими бесцветными переходами от тьмы к свету.
Если же вы идете путем низкого контраста, то самый лучший способ его подчеркнуть – хорошая матовая бумага. Барита, хорошая детализация и резкость + крупный формат – рецепт неминуемого успеха.
Если вы привыкли все снимать в цвете и иногда, просто для атмосферы, переводите снимок в ч/б – попробуйте найти сюжеты, которые в принципе невозможно представить в цвете. И когда вы найдете и снимете такой сюжет, это будет означать, что вы забрались на следующую ступеньку вашего фотомастерства.
Если у вас получится – покажите всем этот снимок с хештегом #FujifilmRu .
А хештег с названием пленки, вроде #Astia или #ClassicNeg – самый простой способ подглядеть сюжеты у коллег по цеху и как следует вдохновиться.
Ностальгический Негатив.
Последняя пленка в этой статье. Сегодня, она доступна только владельцам крупноформатных GFX100S и GFX 50S II. И от того, особенно-эксклюзивна.
И тут вот какая история. У Фуджифильм нет никакого реально-существующего аналога «ностальгического негатива», а колористы вдохновлялись цветами американской фотографии 70х.
70-е в США это культовые маслкары, дайнеры, хром, винил, солнце и бензин.
А цветная фотография США 70х это ее основоположник, крестный отец и популяризатор – Уильям Эглстон. У него, вообще, с черно-белой фотографией не сложилась, не мог монохром выразить все, что Уильям Хотел сказать своими снимками. Так что, пришлось ему идти тернистым путем. Если тебе не нравится профессионально снимать на черно-белую пленку – нужно сделать так, чтобы цветная пленка считалась профессиональной. И у него получилось! Уильям снимал повседневную жизнь Америки так, что снимками восхищались и Дэвид Линч, и София Кополла. Очень рекомендую вам почитать про человека, который явно повлиял на развитие цветной фотографии и заслужил место в пантеоне величайших мировых фотографов.
Так вот, это я к чему. 70-е, Эгглстон, одноэтажная Америка и цвет. А какая цветная пленка была в США в то время? Кодак, конечно!
Так что, ностальгический негатив в GFX это трибьют прекрасному времени, детству цветной американской фотографии, привет лету и солнцу в теплых оттенках, с широким динамическим диапазоном и приглушенными оттенками золотого, желтого, оранжевого и красного.
Ему отчаянно не идет холодный баланс белого и проваленная экспозиция. Снимайте от -2/3 до + 1/3, чтобы как можно лучше передать уютную повседневную атмосферу, ласковое тепло солнечных лучей, мягкие прибрежные закаты и прекрасное ностальгическое настроение в стрит-фотографии, путешествиях, портретах на открытом воздухе и городских пейзажах.
Ностальгический негатив — это лето, которое всегда с тобой.
Лето, которое можно напечатать на мягкой матовой бумаге и спрятать до следующей хмурой зимы.
На этом все, друзья!
Надеюсь, читать эту статью было полезно или, хотя бы, интересно.
Если у вас остались какие-то вопросы – смело задавайте их в комментариях. Мы на них отвечаем и категорически приветствуем хорошие обсуждения.
Посмотреть снимки с разными моделированиями пленок можно по хештегу #FujifilmRu или собственными хештегами каждой пленки. Очень часто, авторы подписывают свои фотографии.
И, по заявкам в YouTube, мы подготовили небольшие шпаргалки про каждую пленку (чуть ниже)
Сохраняйте и пользуйтесь на здоровье.
Счастливо и берегите себя!