В рассказе А. Азимова "Мультивак" мы встречаем компьютер - монстр, в котором узнается печально известный для советских плановиков ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система) академика Глушкова.
Мультивак планирует производство в мировом масштабе - что само по себе вызывает вопросы. Одно дело - повернутые на планировании коммунисты в СССР и другое дело - свободный мир с его вроде бы рыночной экономикой. Это жжж не с проста.
Мало того, Мультивак распростер свои крыла и над личной жизнью граждан. Обряд взросления состоит в том, что подростки доверяют Мультиваку все (все!) свои тайные помыслы и поступки. Это нужно для того, чтобы Мультивак лучше понимал каждого гражданина и, таким образом, мог лучше планировать будущее для этого каждого.
Встретив такое, начинаешь ждать от рассказа ужасов тоталитаризма и, возможно, какого-то героического восстания. Ну, мы все знаем, что такое Старший Брат, и невольно готовимся к уже знакомому.
Но тут про другое. Мультивак сообщает о готовящемся покушении на самого себя (потому что он так вычислил, номинально обычные демократические власти никто не отменял, супер мозг - только консультант), причем происходит вроде бы сбой - за мыслепреступление сажают под арест (сначала домашний) не того. Недоброе затеял подросток, а прилетает его отцу.
Короче, Мультивак сам спланировал, весьма хитроумно - чтобы не допустить реакцию своих кураторов - свое убийство.
Зачем? Он слишком много знает о нас, людях, с нашими грёзами, реальными и мысленными. И жить с этим невыносимо. А вы думали, что будет про диктатуру
Очень близкую идею Азимов проводит в другом своем рассказе "Последний ответ".
Этот рассказ опубликован в весьма специфическом сборнике "100 чудесных научно - фантастических коротких - коротких рассказа". Это именно короткие - короткие рассказы, мы ещё будем к ним возвращаться. Требование к длине рассказа - не более 200 слов. Мне известно 3 таких сборника: 2 по хард сайенс фикшн, и один по фентези.
В "Последнем ответе" мужик под 40 умирает от сердечного приступа, застигшего его в университете, но вдруг понимает, что не умер, потому что соображает, и кто-то или что-то с ним телепатически общается.
Ты Бог? - спрашивает мужик. Ну, если хочешь, называй так, отвечает собеседник. В каком - то смысле да, потому что весь твой мир создал именно я.
А ты меня одного оставил жить, или есть другие? - продолжает пытать бога мужик. Да неважно, для тебя неважно, потому что ты все равно не будешь с ними общаться.
А что тебе от меня надо? Вот тут мы поступаем к главному. Бог может вообще все, и от этого ему уже немного скучно. Он начинает искать способы убить себя.
Но не потому, как Мультивак, что ему тяжко от наших грехов, а потому, что ему просто интересно. Ну, можно ли убить Бога. В самом деле.
Мало того. Ему не прикольно найти решение самому. В конце концов - ну, он же может Все. Ну, вообще все. Значит, он и эту проблему рано или поздно решит.
Куда интересней заставить свои же собственные мыслящие создания решать эту проблему. Это не просто всемогущество, это всемогущество в квадрате.
Надо сказать, что мужик оказался спесивым и совсем не рад заданию. То есть, он в принципе не прочь прикончить Создателя, но только по своему собственному суверенному желанию. Но не как раб, который делает то что велели.
И мужик начинает думать, как ему НЕ подчиниться. На этом рассказ заканчивается.
Итак, видим, что склонность супер - разумов к суициду очень волновала Азимова, под разными углами.