"Она не была затворницей, она жила в этом мире, она знала про эту страну всё, и всегда тонко сопротивлялась, и в чём-то мудро приспосабливаясь, добивалась своего". А. Ширвиндт.
Галина Волчек стала худруком Современника, перейдя из актрис в режиссёры, хотя ставила и до этого. За всю свою долгую жизнь в театре, она поставила 38 спектаклей. Её первый и последний спектакль был по Гибсону "Двое на качелях" В этом был определенный посыл … самой себе. Спектакль очень сложный, в нём сплошные монологи, одно дело ставит молодая, амбициозная актриса и совсем другое дело, постановка спустя 50 лет, признанным Мэтром режиссуры. Это совершенно другой спектакль. Всё течёт, всё изменяется, ты уйдешь, а Храм останется. Она действительно, через многое перешагнула, ради служения Театру, как Храму. Её спектакли никогда не были проходными.
Сегодня Галины Борисовны с нами нет. С сожалением приходится констатировать, что её театр умирает вместе с худруком. Будет театр, но это будет другой, не Захарова или Эфроса и не Волчек. Дом, стены, интерьеры останутся, но Genius loci, театр постепенно теряет, ибо Дух-покровитель предан не стенам, а той, что здесь Творила. Волчек возвела бывший кинотеатр "Колизей"в Храм, всё ею здесь намолено. Если бы стены могли говорить, они были бы стенами-болтушками, потому что всё, что здесь творилось, было ярким, энергичным, очень часто передовым. В театр Волчек ломились и на "Вечно живые" и на "Кто боится Вирджинии Вульф?", что творилось на "Двенадцатую ночь", "Крутой маршрут". Последние годы её правление, это вообще какой-то авангард.
"Анархия" по Майклу Пэкеру, поставленная Гариком Сукачёвым — шок для театралов, а Волчек довольна молодому задору, граничащему с театральным хулиганством, новизне, новаторству и неважно, что в пепельнице на прогоне гора окурков. "Голая пионерка" Серебренникова, провал или нет, неважно. Волчек не закостенела в своём кресле худрука. Это не дань моды, потому что этих спектаклей-провокаторов было мало. Ей интересно чем дышит новый зритель, что могут её актёры в обстоятельствах "на лезвии бритвы".
Надо отметить главное, сама Галина Борисовна провокационных спектаклей не ставила, она ставила резонансные трактовки, но это же совсем другое дело. "Анфиса — постановка Г. Б. Волчек (1991 год). Спектакль по Леониду Андрееву Галиной Борисовной задуман мрачным, кризис за стенами театра созвучен нравственному кризису героев спектакля. Дьявольский хохот за сценой, красно-чёрные костюмы — всё магнетически притягивает, сила воздействия драматизма Андреева усиливается зрелищностью. Это, на тот момент, опять новая и неожиданная Волчек. А когда она была предсказуема в своих постановках, всегда предлагает, а не пересказывает мысль автора, предлагает думать, чувствовать, сопереживать. Она всегда была и лидером, и родственной душой актёрской труппы, потому что сама из актрис этой труппы.