Сётикубай-но кэн
Меч сосны, бамбука и сливы
Обнаружив снимки единственного свитка по оружию в Айкидо - Масакацу бодзюцу , переданного О-сэнсэем его ученику Хикицути Митио, у меня проснулся интерес к системе обучения Хикицути сэнсэя, который помимо перемещений с бо (шест ), выполняемых самостоятельно, преподавал также формы с мечом, которые также присутствуют в его системе обучения, как айкикэн и айкидзё у Сайто сэнсэя, и не менее значимы.
О-сэнсэй называл свою форму с мечом Сётикубай-но кэн , поэтическое название означающие «меч сосны, бамбука и сливы».
松 – сё или мацу – сосна, которая вечнозелёная и долговечна, символизирует доверие и дружбу. Для Хикицути сэнсэя, это символ чистого и постоянного характера.
竹 – тику или такэ –бамбук и означает честность, так если его разрезать внутри будет только пустота и ни каких пороков.
梅 – бай или умэ, слива или в более широком смысле – сливовое дерево, которое расцветает когда на земле еще лежит снег. Символизирует красоту, благородство, мужество.
В одном из интервью Тамура-сэнсэй сказал о Сётикубай-но кэн следующее:
«Сётикубай-но кэн не упорядоченная форма. О-сэнсэй варьировал её в зависимости от своего настроения. Сётикубай является символом, а не определенной последовательностью»
Согласно передаче Хикицути сэнсэя, Сётикубай-но кэн состоит из трёх основных форм, которые позволяли постигнуть определённые принципы айкидо:
- Мацу-нокэн , соответствует треугольнику и позволяет нам понять принцип ирими ;
- Такэ-но кэн соответствует кругу и тэнкан ;
- Умэ-но кэн является квадратом и включает в себя принцип осаэ .
Довольно трудно найти фотографии и подробную информацию о Сётикубай-но кэн , потому как оно рождалось в движении О-сэнсэя, как выше об этом говорил Тамура сэнсэй.
Если первые движения с мечом в айкикэн Сайто Морихиро происходят от школы Касима Синто-рю, то ката Сётикубай-но кэн , которой О-сэнэсй учил Хикицути сэнсэя, очень сильно связаны с кангаку-но тати и кука-но тати школы Ягю Синкагэ-рю.
Сангаку-но тати и кука-но тати входят в омотэ дати , начальный уровень ката школы Ягю Синкагэ-рю. Мацу-но кэн происходит из кабоку , а умэ-но кэн из одзумэ , двух ката составляющих кука-но тати . Вдохновением для такэ-но кэн послужили движения дзантэй сэттэцу из сангаку эн-но тати .
Скорей всего эти формы Ягю Синкагэ-рю были изучены О-сэнсэем у Косабуро Гэдзё, экспертом по этой школе, и с которым основатель айкидо общался в 1930-х годах.
Вот последовательность этих движений из книги « Изучаем Ягю Синкагэ-рю».
Таким образом, можно сказать, что Ягю Синкагэ-рю действительно повлияла на практику с мечом О-сэнсэя, и можно задаться вопросом о причинах, которые привели его к этому. Возможно потому как Ягю Синкагэ-рю является известной школой в Японии, основатель был наслышан о её репутации. С другой стороны, потому что Ягю Сэкисюсай, основатель школы, задумал свой стиль как способ не убивать, а сохранить жизнь, что, как мне кажется, очень похоже на концепцию Будо О-сэнсэя. Позднее, эта школа, в период относительного мира, продолжала развивать свои формы в обычной повседневной одежде, так как носить доспехи больше не было причин.
Источник: Eric Grousilliat. Shochikubai no ken, le sabre du pin, du bambouet du prunier
ГЕНИЙ ДЗЮДО и АЙКИДО
«ИЗУЧЕНИЕ ТЭНСИН-РЮ АЙКИ-БУДО» О-СЭНСЭЙ УЭСИБА ДЕМОНСТРИРУЕТ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ
КНИГА «БУДО РЭНСЮ»: КЛЮЧИ К ТЕХНИКЕ АЙКИДО УЭСИБЫ МОРИХЭЯ
МИФ О ЁСИНКАН АЙКИДО И ДАЙТО-РЮ
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ УЭСИБА МОРИХЭЙ ОСНОВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННОГО АЙКИДО?
ТЕХНИКА АЙКИДО
ЗАЩИТА ОТ УДАРОВ НОГОЙ В АЙКИДО