Найти тему
Taissland

"Сотворение мира IX"

"Сотворение мира IX"

1906 г.

Микалоюс Константинас Чюрлёнис

Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса, Каунас.

«Сотворение мира» задумывалось как масштабный цикл. Чюрлёнис собирался посвятить ему всю жизнь и написать не менее ста картин, однако успел – лишь тринадцать.

Традиционная трактовка темы сотворения мира опирается на библейские сюжеты, на Книгу Бытия. «Сотворение мира» Чюрлёниса – иное. Здесь отразились его собственные представления о вечной красоте и недосягаемой гармонии, фантастические и проникнутые мистическим духом. Именно благодаря циклу «Сотворение мира» имя Чюрлёниса нередко связывают с космизмом – новым направлением в русской живописи, возникшим в самом начале ХХ века и связанным с художественным освоением новых, вселенских, горизонтов.

Композиция картины Чюрлениса из цикла «Сотворение мира» строится по законам музыкальной гармонии. Стебли фантастических растений тянутся вверх, почти не переплетаясь и вспыхивая время от времени яркими красно-оранжевыми цветами. Их тропическое буйство передаёт интенсивность и пульсирующую энергию происходящих процессов. Чюрлёнис в своей живописи словно улавливает и передает ритмы природы – вечно повторяющиеся и все же изменчивые, в то же время он пишет реальность с иными, отличными от земных, параметрами. Искусствоведы говорят, что в созданном Чюрлёнисом пространстве нередко отсутствует сила земного притяжения.

Затемненные силуэты в нижней трети картины напоминают человеческие. Возможно, их даже допустимо интерпретировать как фигуры людей, наблюдающих за разворачивающимся на их глазах процессом сотворения Вселенной. В таком случае человек становится не просто пассивным объектом творящей энергии Природы, но и в какой-то степени соучастником этих процессов. Природа на картинах Чюрлёниса дается как мощное и всепроникающее творческое начало. «Это пантеист чистейшей воды», - справедливо говорилось о Чюрленисе в одной из первых положительных рецензий на его картины.

Впрочем, напрасно мы бы стали искать более рационального истолкования того, что изображено в «Сотворении мира». По-видимому, этого и не нужно. Современники вспоминают, что Чюрлёнис, человек по натуре очень добрый и деликатный, мог выйти из себя только в одном случае. Когда к нему обращались с просьбой «объяснить», что именно изображено на его картинах и как их следует понимать. «Почему они не смотрят? – восклицал тогда Чюрлёнис. – Почему не хотят напрягать свою душу?»

#МикалоюсЧюрлёнис #Символизм