В коллекции хранится более 1500 фотографий, отражающих историю татарского народа, Республики Татарстан и города Казани. Фотографии раскрывают интересные страницы жизни известных деятелей культуры, литературы, науки, внёсших свой неоценимый вклад в развитие края. На снимках запечатлены татарские писатели, богословы, представители известных татарских купеческих династий, артисты, деятели искусств и др.
Фотографии создавались по особым случаям, таким как бракосочетание, рождение ребёнка, встреча друзей, партнёров по бизнесу, есть среди них и групповые фотографии различных обществ, они дарились родным и близким. Карточки изготовлены в фотографических ателье Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Астрахани, Уфы, Перми, Оренбурга, Ялты, Сарапула, Самары, Казахстана, Узбекистана, Польши.
Большую часть коллекции образуют коллективные и индивидуальные фотографии, изготовленные, как правило, в салонах. Тем интереснее фотографии начала ХХ века, выполненные на фоне природы или в домашнем интерьере.
Особый интерес представляют детские фотографии, демонстрирующие отношение общества к ребёнку, что наиболее ярко выразилось в моде тех лет. Так, например, ребёнок долгое время воспринимался как уменьшенная копия взрослого человека. Поэтому и одежда для детей шилась по подобию взрослого платья.
Лишь в начале XX века в среде зажиточных татар появляется детская мода. Становятся популярными специально сшитые костюмы, такие как матроски, черкески и т. д. На девочках и мальчиках можно увидеть национальные головные уборы – каляпуш и калфак. Маленькие девочки, наряженные в укороченные платья, нередко предстают с распущенными волосами и с бантами.
Появление фотографии стало ещё одним шагом к раскрепощению татарской женщины. Традиционно закрытая от светского общества, на фотографиях она предстает среди мужчин – супруга, отца, братьев и других родственников и друзей. На одиночных женских портретах и семейных фотографиях татарская женщина, как правило, уже одета по европейской моде, но с элементами национального орнамента. В связи с тем, что фотографическая съёмка предполагает открытое лицо, во многих ателье работали женщины, что позволяло татаркам фотографироваться, не нарушая норм мусульманского этикета.
Особую ценность коллекции составляют оригинальные фотографии выдающихся деятелей национальной культуры, искусства, литературы, таких как Шигабутдин Марджани, Галиасгар Камал, Ризаэтдин Фахретдин, Фатих Карими, а также молодых татарских купцов, преподавателей казанского медресе «Мухаммадия», шакирдов и др.
Фотография – уникальный исторический источник, произведение искусства, отголосок прошлых лет, заставляющий в очередной раз задуматься об истинных культурных ценностях, корнях и важности сохранения памяти о своём народе.
Автор: Ирек Хадиев – заместитель директора по научной и методической работе Национальной библиотеки Республики Татарстан