Извилистые пути мысли, грандиозная работа с сэмплами, участие знаменитостей — от Кодака Блэка до Portishead. Нет никаких сомнений, что Mr. Morale & The Big Steppers — это музыкальный фильм Копполы или Висконти в истории большого артиста с лейбла Top Dawg. И как и многие большие произведения искусства пластинка в основном для внутреннего пользования. Или для маньяков (профессионалов или сталкеров), исследующих психическое состояние современных героев хип-хопа возрастной группы Кендрика Ламара
Текст: Александр Кондуков
У российских железнодорожников есть свои мифологические герои, один из них — бывший начальник Московской железной дороги Владимир Иванович Старостенко. Ему принадлежит универсальная в четкости и ясности фраза «Дело наше железнодорожное — очень громоздкое, но крайне примитивное». Фраза подходит к любой корпоративной активности, и так получилось, что новый альбом Кендрика Ламара Mr. Morale & The Big Steppers стал эдит-иллюстрацией высказывания покойного русского железнодорожника.
Только тут не транспортные перевозки, а тележки со смыслами и месседжами, которые движутся туда-сюда, не сталкиваются и прибывают вовремя, но от них жесткое ощущение хаоса. И тех, кто в контролируемом хаосе не разбирается, суета может очень ранить.
Разумеется, в 2022 году после пятилетней паузы, которая вместила в себя эпидемии и войны, американский рэпер Кендрик Ламар не мог молчать.
Молчание в современном мире — это практически проклятие, это гарантированное недоверие. Ламар же является одной из вечных надежд хип-хоп-сцены, он мастер грузовой перевозки в хип-хопе — его тексты сочатся туком, иногда напоминают многофигурные композиции из фильмов Лукино Висконти, иногда — занудный сериал с интермедиями для придания бодрости. По своей конструкции Mr. Morale & The Big Steppers напоминает условный морализаторский фильм Спайка Ли, типа не слишком удачной, но обаятельной «Девушка №6», той самой, где секс по телефону, Наоми Кэмпбелл в майке Models Suck и песни Принца всю дорогу. Общая мелодраматическая линия довольно простая и примитивная, а позднее еще и с элементами триллера, но при этом громоздкость и постмодерн дарят мясистость, шарм.
У Ламара главный герой — как в начале типичного сериала — находится в кресле психотерапевта или дуболомного телеведущего, задающего шаблонные вопросы. Комплексов для анализа тут предлагается для осмысления вагон: от страха войны, которая сотрет гротескный мир с лица земли, до проблем с отцом и страха становиться папой самому. Эмоциональный пик — трек We Cry Together, где Кендрика Ламара размазывает по стене мощная актриса Тейлор Пейдж (один из самых запредельных фильмов последних лет «Зола», сериал «Анатомия страсти»), а на фоне зафиксирован сэмпл из June британского феминистического неомодернистского коллектива Florence + The Machine. Классический токсичный диалог со всеми хитами, мужчины в таких обычно не выживают. Есть еще одна история абьюза с участием британских музыкантов — в Mother I Sober участвует Бет Гиббонз из Portishead, но могла бы и любая другая певица с дрожащим голосом. На саундтреках современных сериалов таких в целом легионы.
Сюжетная линия пластинки — рождение суперзвезды через драму, боль, унижения и страхи. Финалом должно стать завершение отношений с лейблом Top Dawg, который позволил таланту Кендрика расцвести в полной мере, стать единственным в своем роде, обрести семью и армию фанатов, которые знают каждое слово из его текстов наизусть. Это все очень важно, нужно, здорово, но в полном объеме мало кому необходимо.
Теперь о хитах — I Choose Me, I’m Sorry, эта фраза из Mirror в обрамлении скрипичного риффа и ню-дисков синтезаторов должна стать гимном поколения эгоистичных мужчин, которые обрели семью, но при этом имеют наглость идти против работодателей, записывая двойные пластинки почти без интереса к тому, чтобы развлекать слушателей.
Психологический разбор главного героя и его мотивировок — это все-таки в большей степени работы для сталкеров, которым альбом и адресован ввиду невозможности диалога. Мы сталкерами Ламара мужского и женского пола особенно не интересуемся, вот если бы он порадовал нас солярисами и жертвоприношениями — другое дело.
Послушать можно на Soundcloud (под VPN)