Тосю, одну из трёх провинциальных подруг-покорительниц Москвы, принято считать самой скромной и даже забитой. Все ее счастье заключается в стабильном браке с положительным Николаем, работе на стройке от звонка до звонка и уикендов на даче в положении пятой точки кверху.
Слова Тоси "Хорошего мужика самой делать надо" некоторым зрительницам кажутся насмешкой. Мол, ей просто повезло "срубить деревце по себе": Николая-то переделывать особо не надо было.
Действительно, на беглый взгляд Николай (особенно по сравнению с подлецом-Рудиком и искренним, но спившимся впоследствии Гуриным, а тем более категоричным и тянущим на себя одеяло Гошей) кажется ну прямо-таки идеальным мужчиной — волевым, решительным, хозяйственным. Плюс, у Антонины талант держаться в тени своего мужа. Например, она сына за курево не ругает, грозится отцу рассказать.
За эту привычку "не отсвечивать", Тосю даже жалеют, а то и осуждают. Мол, загубила свою жизнь на дачах-огородах с мужем-деспотом, помешанным на квашенной капусте. Глаза у нее не светятся, вся какая-то поникшая, печальная...
Но внешность обманчива. За мягкой девушкой со светло-русой косой и застенчивым взглядом исподлобья кроется железная леди, которая держит в изящном кулачке и мужа, и сыновей. Тося на самом деле самая волевая из трех подружек, самый жесткий стержень именно у нее. В отличие от фантазерки Людмилы и страдающей комплексом неполноценности Катерины Антонина абсолютно уверенна в себе и с самого начала прекрасно знает, чего хочет от жизни.
Она, как и две ее товарки намеревалась зацепиться в Москве, но в отличие от них время по попусту не тратила и не вкладывалась в сомнительные авантюры. Тратить время на поступление в ВУЗ ради туманной перспективы устроиться на руководящую должность и забросить семью и дом Тося не стала. Собственно целью Антонины было создание семьи. Причем не ради галочки, романтики или московской прописки. А как в старину — раз и на всю жизнь, вкладывая в нее всю свою душу. Для женщины, тем более в те годы, это абсолютно нормальное желание, которое в значительной степени свидетельствует как о душевном, так и физическом здоровье.
Ради будущей семьи Тося и приехала в Москву — для благополучия будущих детей. (Оцените степень продуманности "серой мышки"). А семью не создать без крепкого мужика, который возьмет на себе решение финансовых и сложных бытовых вопросов, дав жене возможность заниматься детьми и домом.
Именно поэтому Тося и выбрала Николая. (Выбирала точно она). Как муж он очень хорош. Во-первых, хозяйственный. Тут и комментировать особо нечего. С таким, как Николай можно спокойно на Колыму ехать — он там через несколько лет будет персики выращивать. Очевидно, Тося в отличие от Катерины и Людки выросла в семье, в которой преобладали мужчины и знала, что мужик ради того, что ему важно, горы свернет. Поэтому, например, ее не смутил неказистый участок свекров: при наличии крепких мужских рук на этом пятачке еще как можно развернуться!
Во-вторых, управляемый. У Тоси не забалуешь! Что это за мужик такой, который себе на уме и с женой не советуется? Это в фильмах мы восхищаемся сильными независимыми мужчинами. В семейной жизни такие товарищи — катастрофа. Семья нужна мужчинам, но эта ценность никогда не стоит у них на первом месте (самое главное место в сердце мужчины занимает... его мужское эго, потом работа) поэтому в мужья надо выбирать только тех, у кого жена и дети стоят на почетном третьем месте, т.е. поближе к верхушке персональной пирамиды ценностей.
Семья — это всегда женский бизнес, в котором мужчина трудится на должности управляющего, готового выполнить все пожелания руководства. (Я не про прихоти и капризы, а про реальные нужды). Тося это хорошо знала.
Да, Николай мог взбрыкнуть, и брови насупить, и кулаком по столу изредка стукнуть. Но это делалось скорее в качестве некой "игры мускулами" (как на даче, когда Коле что-то не понравилось во время застолья), поскольку сильной нужды демонстрировать свою мужскую состоятельность у него не было: трое сыновей, квартира в Москве и цветущая дача, а главное — ДОВОЛЬНАЯ жизнью жена более чем красноречиво свидетельствовали, что жизнь Николая удалась!
В-третьих, Коля прост, скромен и непритязателен. Такие мужчины не ходят "налево". (Если уж случается новая любовь, просто уходят из семьи). Даже учитывая, что он хорошо зарабатывал на стройке, на него едва ли положила бы глаз вертихвостка типа Людмилы. А если бы и положила, то он бы засмущался и сбежал бы от нее огородами. Либо хлопнулся бы в обморок, как Семен Семеныч Горбунков.
Он из тех, кто "все в дом, все в семью", отдает жене получку до копейки и смиренно просит на пиво с воблой в преддверии пятницы. Никаких шелковых шарфов, как у Рудика. Свой старенький москвич он чинит все годы, что женат на Тосе и совершенно не считает себя обделенным. А Тося спокойна, что детям на все хватит, что накормлены и одеты-обуты.
На самом деле с самого начала фильма нам дают понять, кто будет главным в семье Антонины и Николая: когда она делает ему замечание по поводу его деревенского говора ("В концерт, тоже москвич называется"!), когда на свадьбе отмахивается от его поцелуя, увлеченная разговором о беременности Катерины. Тося как заправский психолог сканировала Николая и знала наверняка, что можно, а что нельзя в отношениях с ним. И только наличие общих целей и ценностей не позволяет использовать здесь слово "манипулировала". Но — бесспорно управляла. Спусти Антонина поводья, неизвестно, куда бы занесло их семейную упряжку, которую с энтузиазмом тащил Николай.
Например, его мог достичь ужасный бич алкоголизма — вон, Гурин вообще не пил поначалу, но, увы, большинство мужчин имеют эту слабость, способную затянуть их в пропасть при ряде неблагоприятных условий. Людмила, сделавшая ставку на Гурина, проиграла по той простой причине, что не держала над ним жесткого контроля. И пусть семья ей нужна были из чисто меркантильных соображений, но тем не менее по мере нарастания проблем с алкоголем у мужа, рушилась и ее жизнь тоже. Если Люда изначально не давала бы Гурину излишней самостоятельности, у них все могло быть иначе. (Я лично считаю, что чувства в этой паре были).
Антонина очевидно ни на секунду не оставляет мужа без присмотра. Они даже работают всю жизнь бок о бок. (Кстати, очень удобно. В любую минуту можно мужа напрячь с помощью!) Именно она, а не Коля "решает" в их семье. Просто Тося обладает талантом управлять, оставаясь в тени, внушая мужу мысль, что главный именно он. Такова природа мужчин, любят они чувствовать свою значимость. К этому можно относиться по-разному, но игнорировать этот факт — глупо. И Тося поступает мудро, подчиняясь решениям, принятым мужем и выказывая ему таким образом уважение. (Он при этом не догадывается, что в большинстве случаев, решения не столько его, сколько супруги).
И это не считая взаимной любви, уважения и чувства благодарности за совместно прожитые годы. Но они — лишь дополнительный бонус в жизни Тоси и Николая. На первом месте у них общий проект под названием "семья", который функционирует по определенным правилам. Это "детище" Тоси, главная цель и смысл ее жизни, в который она вложила все, что имела и получила многократную прибыль благодаря правильному управлению. На это способны только сильные женщины.
Из трех подружек только Тося оказалась такой. Она изначально расставила приоритеты правильно, поэтому в отличие от подруг не переживала душевных драм. Именно так ведет себя зрелая умная женщина. Она знает, что ее время бесценно и не тратит его на кого или что попало.