15 мая родился Михаил Булгаков. Его принято называть советским писателем. Но он, конечно же, был далеко не советским. Он был и есть явление такого несопоставимого уровня, что его вообще трудно вписать в какие либо рамки. Во всей мировой прозе вряд ли найдётся личность похожая на автора «Мастера и Маргариты». Если прочих писателей можно с кем-то сравнить или провести параллель, как Плутарх, в своих «Жизнеописаниях», то здесь всё совершенно уникально и эксклюзивно. Похожего произведения даже близко больше нет на всём белом свете. И напиши Булгаков только «Мастера…», он бы всё равно остался великим мистификатором для своего и всех последующих поколений. А ведь кроме этого романа у него ещё много подлинных шедевров, которые вдумчивому созерцателю хочется читать и перечитывать каждые несколько лет.
• Он родился в Киеве в 1891 году в семье доктора богословия, профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны в девичестве Покровской, учителя в женской гимназии. Михаил был первым из семи детей в семье. Казусный факт из современности. Нынешнее руководство Украины приказало удалить из своей школьной программы все произведения русской и советской литературы. Кроме того они одно время пытались запретить продавать русскую классику в магазинах. И в самом деле, зачем малороссу «Война и мир»?! Наверняка есть много чего написанного на украинском языке, что нам ещё не известно. Это конечно сарказм. Хотя такой псевдо патриотизм уже прививался в мировой истории. Все помнят, чем это кончилось. Под этот запрет не попали Гоголь и Булгаков, которых простодушные малоросские цензоры причислили к своим. Дескать, раз родились на Украине, пусть будут наши. Железная логика. По этому принципу Белинского можно считать викингом, потому как он родился в Свеаборге, в Финляндии. После окончания гимназии в 1909-м году Булгаков поступает в Киевский университет по части медицины. Выбор будущей профессии был исключительно меркантильным. Его дядья по матери были докторами и имели приличный заработок. Матушка и уговорила сыночка пойти по их стопам, «Ступай Мишенька по врачебной части, всегда сыт и обеспечен будешь». Мишенька так и поступил. В 1916-й год. Первая мировая война в самом разгаре. Он получает диплом лекаря и отправляется работать в прифронтовой госпиталь. Вместе с ним его первая жена Татьяна Лаппа (они поженились за три года до этого). Он был врач, она сестра милосердия. Спустя несколько месяцев его по распределению отправляют в Смоленскую губернию земским врачом. Там он пристрастился к морфию, и некоторое время страдал от этого недуга. Жена помогла ему избавиться от него. Хотя это стоило им потомства. Не желая иметь больного ребёнка от морфиниста, она сделала аборт. Уже второй, первый она сделала ещё перед свадьбой. Этот период своей жизни Булгаков откровенно описал в рассказе «Морфий». В 1918-м он возвращается с женой в Киев и открывает там практику как врач-венеролог. В декабре он вступает в офицерские дружины по защите города от войск Директории (Проще говоря, от Петлюры). Можно сказать что «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» написано с натуры и что называется «по живому». В 19-м его мобилизовали в Украинскую Народную Армию, потом он работал врачом в «Красном кресте», затем его назначили в казачий полк военный доктором. В 20-м во время отступления он оказался на Кавказе, где заболел тифом. Едва не умер. Жена Татьяна была рядом и выходила его. Возможно, из-за болезни он не эмигрировал как большинство его сослуживцев. А тогда у нас был бы совершенно иной Булгаков. В 21-м супруги переезжают сначала в Тифлис, затем в Батум, и наконец в Москву. В самый голодный год они очутились в столице и вместе пережили его. Хотя приходилось не жить, а выживать. Михаил Афанасьевич устроился фельетонистом в железнодорожную газету «Гудок». Кроме того писал ещё для нескольких газет и журналов. Нужно было приспособиться к существующему в Советской России положению и как-то сосуществовать. О медицине вопрос уже не стоял. Он понял, что он не врач, а писатель и брался за любую литературную работу вплоть до сочинения банальных лозунгов. В 1922-м он публикует свой первый рассказ «Необыкновенные приключения» в газете «Рупор», а в 23-м его принимают во Всероссийский союз писателей. Он писал с утра и до утра. Днём статьи для газет, ночью роман «Белая гвардия». Жена постоянно с ним, и ухаживает за ним. Когда у него стыли ноги в промозглой каморке, она приносила ему тазик с горячей водой. Однако сердце гения, как и его мозг совершенно не предсказуемы. За всё, что она для него сделала и вытерпела, он её бросает, после встречи с Любовью Белозёрской. Он стал известен и вхож о многие литературные салоны Москвы. На вечере в честь советского графа Алексея Толстого он и познакомился со своей следующей женой.
1925 и 1926 годы творчески были очень насыщены в жизни Булгакова. Он публикует первые две части «Белой гвардии», «Роковые яйца», «Дьяволиаду». Однако он бывший белый офицер, хоть и военный врач. ОГПУ ему этого не забывает. Булгакова вызывают на допрос на Лубянку, и делают у него дома обыск, изымают рукописи дневников и повести «Собачье сердце». Впрочем, повесть потом вернули. А дневники дошли до нас именно потому, что, чекисты их придержали, иначе Булгаков непременно уничтожил бы их. Ему высказывалось недовольство, что он совсем не пишет о пролетариате. Это была отмашка критикам. Началась повсеместная травля в прессе. Сам он говорил, что насчитал 298 отрицательных отзывов и только 3 положительных. Многие уважаемые сейчас литераторы считали необходимым бросить в него камень. Вот фрагмент письма Горького к Сталину: «Булгаков мне «не брат и не сват», защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но — он талантливый литератор, а таких у нас — не очень много. Нет смысла делать из них «мучеников за идею». Врага надобно или уничтожить, или перевоспитать». Тем не менее, пьеса «Дни Турбиных» шла во МХАТе с успехом. Сталин лично дозволил. Говорят, что и сам смотрел несколько раз. В конце 20-х и вначале 30-х Булгаков много пишет для театра; «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Кабала святош», «Бег». Правда «Бег» потом запретили. Ещё была пьеса «Батум» о юности Сталина. Ничто человеческое, что называется, было ему не чуждо. В 30-х годах Булгаков работал в театре режиссёром. И даже сыграл во МХАТе роль в постановке «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Свой опыт работы в театре он отразил в повести «Театральный роман» (Записки покойника), очень остроумное и полное сарказма произведение. В 29-м году у Булгакова появляется третья муза. Он знакомится с Еленой Шиловской (в девичестве Нюренберг) и её мужем. Сначала он дружат семьями, но потом взаимное притяжение ломает все преграды. Они становятся любовниками. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Некоторое время они скрывают свою связь и встречаются совсем так, как он позже опишет в главном своём романе, но скрывать дальше не возможно. В 32-м году они разводятся со своими предыдущими супругами и женятся. Для каждого из них это третий брак. А у Елены было ещё и двое детей. Она становится его женой, вдохновительницей, секретарём, редактором и его Маргаритой. С появлением её в жизни писателя, он приступил созданию своего главного роман. Он писал и переписывал, он жёг и восстанавливал, он жил этим романом. Именно жёг как Мастер в главе «Явление героя», Булгаков в 30-м году в сердцах бросил в камин первую редакцию романа. Но всем известно, что «Рукописи не горят»! И «Мастер и Маргарита» живое тому свидетельство. Роман впервые напечатали в сокращённом варианте только спустя 26 лет после смерти автора в журнале «Москва». Ещё в конце 60-х в некоторых эмигрантских издательствах. В СССР было разрешено напечатать только в 73-м году ограниченным тиражом, с некоторыми поправками, вступительной статьёй и комментариями, дающими марксистско-ленинскую оценку творчеству Булгакова. Сейчас это звучит анекдотично, а тогда было не до смеха. Люди буквально гонялись за этими книгами, перекупали их за десятикратную цену. Даже уже в конце 80-х в магазине было просто так не купить. Нужно было сдать 20 кг макулатуры и получить абонемент на приобретенье. Некоторые незадачливые журналисты и критики и по сей день называют Булгакова сатанистом, но это надо полагать либо от недостатка образования, либо просто пустословие, спровоцированное слабой умственной деятельностью.
Как бы Булгакова не запрещали в печати, а в советском кинематографе ему очень повезло. Что не экранизация, то шедевр на века. «Иван Васильевич меняет профессию», «Бег», «Дни Турбиных», «Собачье сердце». И это только те, качество которых безоговорочно. А прочих ещё больше.
Ныне Булгаков на небе. Буквально. В одном из созвездий малая планета носит его имя. «Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?»