А теперь давайте поговорим о ПРАВДЕ. Казалось бы, весь мир её жаждет, на самом же деле действительно нужна она ничтожно малому количеству людей. Так же дела обстоят и с любовью. О ней, бедняжке, тоже придётся поговорить. Тем более я вам обещала.
У правды и любви очень много общего – это две страдалицы, не понятые и попранные человечеством, потерявшим Бога. И что самое ужасное, не понятые и попранные многими из тех, кому выпала честь называться христианами. Стало быть, и они, несчастные, Бога потеряли, превратившись в несолёную соль. В моих глазах это выглядит как катастрофа. И всё, что я пишу – не более, чем свидетельство моей глубочайшей скорби о том, что я вижу.
Мне совсем недавно случайно встретилась цитата из какого-то труда святителя Игнатия Брянчанинова (признаюсь, я его никогда не читала – уж очень он суров). В ней есть такие слова: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою своею». Уверена, что моё текстотворение не случайно назвалось так, как назвалось: я искренне НЕ ВЕРЮ, что мне удастся хоть до кого-то достучаться. Именно это даёт мне надежду, что моё воззвание не будет расценено Богом как покушение на Его попущение. Да и видит Он мою душу насквозь, а она говорит Ему: «Если ты позволяешь быть тому, что есть – значит, это для чего-то нужно Тебе. Не мне к Тебе соваться с советами и просьбами. Да будет воля Твоя». Так в моём понимании выглядит доверие, к которому я вас призывала всё это время.
Святитель Игнатий в том же фрагменте пишет про отступление следующее: «Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его». Эти слова тоже отозвались во мне, потому что именно этим я последние годы и занималась и бросать это дело не собираюсь. Это похоже в моём понимании на смирение, о котором я также пыталась вам рассказать и которое, по моему глубокому убеждению, является занятием не только полезным, но буквально спасительным.
«Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно, и бессознательно в направлении его», - продолжает святитель. И тут снова мы с ним оказываемся на одной волне – даже поразительно… Как вообще такое может быть, чтобы святитель и я могли прийти к одинаковым выводам, прожив при этом совершенно разные жизни? Один – поистине подвижническую, другая – такую, которую никому не пожелала бы… Как вы думаете? Может, всё дело в честности, за которую я вас всё это время агитировала?
Вот они – мои киты, которых я стремилась вам подарить. У вас есть что сказать по этому поводу? У вас есть личный опыт в осознанном стяжании честности, смирения и доверия? Вам очень важно ответить на эти вопросы, если вы дерзаете искать ПРАВДЫ, а тем более утверждать, что знаете её. Потому что человек, не имеющий опыта выявления лукавства в самом себе, никогда (услышьте – НИКОГДА) не узнает правду, даже если столкнётся с нею нос к носу. Это просто невозможно! Вы можете понять только то, что есть в вас самих.
Патологический вор, не способный на честность с самим собой, никогда не поверит, что кто-то может не воровать просто потому, что это противно его природе: вор объяснит это доступными для себя мотивами, представив ситуации, в которых сам не стал бы воровать. Для него воровство органично и естественно, и он не ворует, только когда есть слишком большой риск попасться или игра не стоит свеч. Вы никогда не докажете ему, что мотивация может быть другой. Вы не пробъётесь через его фильтр.
Патологический трус, не честный с самим собой, никогда не поверит, что кто-то может рисковать своей жизнью и даже отдать её за другого просто потому, что для него это естественно в силу того, что он воспринимает свою жизнь как служение. Нечестный трус просто не может представить ситуации, в которой он сам за кого-то или за что-то отдал бы жизнь, поэтому объяснит героизм глупостью или даже безумием. Он просто не способен вместить что-то большее него самого.
Не честный с самим собой эгоист никогда не поверит, что есть люди, способные действовать не только в своих интересах, а тем более люди, которых что-то способно вдохновить на полное пренебрежение своими интересами, своей выгодой и даже своим благополучием. Эгоист, не признавший себя таковым, не сможет понять этого, что бы вы ему ни говорили и какие бы доказательства ни приводили. Это ему просто недоступно!
Человек, привыкший жить в грязи и никогда не искавший истинной чистоты, не способен прийти к осознанию, что грязь может не быть нормой: для него она – естественная среда обитания, он плоть от плоти этой грязи. Он считает, что тот, кто тратит силы на уборку (в самом широком смысле этого слова), просто дурью мается – делать ему, мол, нечего. Грязнуле кажется, что и без чистоты можно прекрасно прожить: он же вот живёт, да ещё и радуется!
Тот, кто никогда честно не искал абсолютного добра, не способен понять, что есть и абсолютное зло. Существование этой дихотомии, в которой человек всегда где-то посередине, можно обнаружить только опытным путём: она не познаётся умом – она открывается и усваивается в процессе честного и очень трудного путешествия в глубины своей души.
Что вы вообще знаете о себе? Способны ли вы за вашими социальными ролями разглядеть «радикального субъекта», не привязанного ни к чему земному и при этом более реального, чем всё, что вам сейчас кажется реальным? Того, кто сможет несколько лет, а то и десятилетий, прожить в тумане и при этом не потеряет смысла жизни? А ведь он есть в каждом из нас.
Как же страшно за тех, кто не считает нужным его отыскать и разбудить, потому что второй опытный путь обнаружения обозначенной мною дихотомии – это личная встреча с абсолютным злом. Это шоковая терапия для очерствевшей души, последний её шанс пробудиться: и тут либо происходит моментальное её отрезвление и осознание ею острой потребности в абсолютном добре, воззвание к нему (причём воззвание именно с честностью, смирением и доверием!) и получение от него помощи, либо… страшный конец.
Читатель, ОСТЕРЕГИСЬ ИСКАТЬ ПРАВДЫ ЛУКАВЫМ УМОМ! Я искренне взываю к тебе: ОСТЕРЕГИСЬ! Если ты ошибёшься в сердце своём и примешь по глупости, беспечности или гордости сторону неправды, а значит зла, ты с этим злом столкнёшься лицом к лицу и за внутренний выбор свой ответишь в полном объёме. Если вдруг, например, сейчас ты сочувствуешь не тем, кто тебя (да, именно лично тебя) от этого зла защищает, жизнь поставит тебя в условия, когда ты будешь вынужден защищаться от этого ужасающего зла сам. И вот тогда, глядя в его стеклянные бесчеловечные глаза и истекая кровью под его безжалостными ударами, у тебя будет возможность рассказать ему, как ты любишь мирную жизнь, и как тебе жалко его мать и его бедных детей. Не жалей в этот момент жизни своей, будь последовательным и не противься злу. Даже если зло придёт убивать твоих собственных детей, будь честен и плачь не о них – плачь о детях сатаны, который уничтожит на твоих глазах всё, что тебе дорого, а потом уничтожит тебя. Плачь о своём губителе – это будет честно.
И не думай, что у зла руки коротки, что битва где-то вдали и ты можешь довольствоваться той правдой, которая тебе удобна (а ты бы увидел, что твоя правда именно удобна, если бы поговорил с собой начистоту). У зла достаточно слуг, и они рассеяны по всей Земле в избытке. Поэтому правда неизбежно придёт к тебе в дом. Если ты ошибся сейчас в своих представлениях о ней, она обязательно придёт познакомиться с тобой лично. Но если ты и в этот момент не захочешь быть честным, она просто раздавит тебя. Правда может быть очень жестокой с теми, кто не хочет смотреть ей в глаза.
Правда – это очень конкретно: тот, кто ищет её, не имеет права позволить себе инфантильной позиции «за всё хорошее, против всего плохого». Правда – это очень сложно: тот, кто её ищет, не имеет права быть поверхностным и расслабленным. Правда стоит очень дорого: тот, кто её ищет, должен быть готов платить.
Давайте попробуем выяснить, понимаете ли вы, о чём я толкую. Представьте, что к вам приходит некто, которому точно можно верить, и говорит: «Я знаю, что у тебя есть своё представление о правде. Я предлагаю тебе все возможные блага земной жизни – всё, о чём ты мечтаешь, и даже больше, если ты прямо сейчас признаешь, что твоя правда – это ложь». Но тут появляется другой некто, которому тоже точно можно верить, и обращается к вам: «Я тоже знаю, что у тебя есть своё представление о правде, и у меня к тебе тоже есть предложение. Признай, что ты не готов отказаться от своей правды, и за это я обещаю тебе очень трудную жизнь, в которой ты только и будешь делать, что страдать и плакать».
Если вы не выбрали уверенно без всяких сомнений последний вариант, отложите поиски правды на некоторое время и займитесь своим лукавством вплотную с помощью тех инструментов, которые я вам дала. Сделав это, вы окажете себе неоценимую услугу, а ещё очень быстро поймёте, что до поисков правдивой правды у вас руки могут никогда и не дойти. Но тогда, возможно, правда сама однажды тихонько постучится к вам в дверь, и вы спокойно выпьете с ней чаю.
Правда – она такая, ничто человеческое ей не чуждо, за исключением греха.