Карл Маркс называл религию «опиумом для народа», а Владимир Ленин пошёл дальше и назвал всех верующих с высшим образованием «дипломированными лакеями поповщины». Многие большевики полностью отрицали существование Бога и очень гордились тем, что благодаря научным трудам Маркса им удалось прозреть и увидеть мерзкую эксплуататорскую сущность религии. Ленин и его команда проводили курс так называемой «дезинтоксикации» общества от церковного одурманивания. Сам Владимир Ильич был ярым атеистом и считал, что членство в его партии несовместимо с верой в Бога.
Религиозный человек был для Ленина угрозой и потенциальным врагом народа. Более того, даже идеализм был признаком неблагонадёжности и слабости. Вождь был до фанатизма убежден, что только материалист может по-настоящему изменить мир и сделать людей счастливыми. Эта непоколебимая уверенность в своей правоте постепенно привела к воинствующему атеизму и созданию своей религии. Главным отличием веры в Бога от веры в светлое будущее было только в том, что главные дела и воздаяния по Ленину совершались на земле, а не на небе. Библия и заветы были заменены на так называемый кодекс коммунистической морали. По мнению вождя нравственным считалось только то, что способствует разрушению старого ложного порядка и построению нового честного пролетарского общества.
Удивительно, но когда Ленину предъявляли, факт создания новой религии на руинах старой, он очень злился. «Ленин считал крайне вредным все разговоры на тему того, что социализм - это тоже религия», вспоминала Надежда Крупская. Для большевиков вера в Бога приравнивалась к тупости и поэтому была поставлена в один ряд с неграмотностью и нищетой. Вскоре атеизм в стране принял не только теоретические, но и практические формы. Появились свои молитвы (лозунги), красные уголки с портретами вождей и их заветами, символы (красная звезда, галстук), приветственные ритуальные жесты и другие обряды. Ленин приказал Луначарскому придумать формулы, лозунги, идеи и принципы коммунизма. Развесить по городам банеры, стяги, новые гербы, портреты Маркса и Энгельса.
В новом декрете «О памятниках республики» предусматривался снос скульптур, посвящённых царям, а также переименование городов и улиц. Параллельно началось активное уничтожение церквей, часовен, храмов, которые тут же превращали в амбары и склады. Большая часть первомаев была посвящена прощанию с религией. В 1929 году шествие на Красной площади так и называлось: «Похороны религиозных празднеств». Трудящиеся несли гробы с названием основных православных праздников, а также фигуры священников и слуг царизма. Несмотря на укоренившиеся мифы, немалое количество крестьян в те времена сопротивлялись и очень неохотно прощались со своим религиозным чувством. Но страх победил старую веру, и многим жителям пришлось смириться с новой религией и покорно принять обряд красного помазания.