Найти в Дзене

Психологический разбор фильма «Форрест Гамп»

Сегодня разбираем фильм «Форрест Гамп». Обожаю его! На мой взгляд, фильм многогранный, глубокий — столько в нем собрано ценных мыслей. Форрест В фильме Форресту все время говорят: «Ты что — глупый? Ты что — дурак?» Да, он дурак, но в хорошем смысле. Например, самая первая карта Таро — «Дурак», и дурак тут — это некая чистая душа, человек, который не мудрствует. Дурак — как синоним слова «чистота». Это ключевое качество Форреста Гампа, которое помогало ему пройти через всю жизнь именно так. Его ключевая фраза: «Глуп тот, кто глупо поступает!» И кстати, он никогда не поступал глупо. Часто люди поступают глупо в контексте «горе от ума». Когда они пытаются изображать из себя того, кем на самом деле не являются, а Форрест такой простой, ему не нужно ни кем притворяться. Он живет без заморочек. Давайте рассмотрим этого персонажа как нашу внутреннюю фигуру, внутреннего дурака, который смотрит на мир, не придумывая, каким он должен быть. Мне не хватает внутреннего Форреста в отношениях с
Оглавление

Сегодня разбираем фильм «Форрест Гамп». Обожаю его! На мой взгляд, фильм многогранный, глубокий — столько в нем собрано ценных мыслей.

Форрест

В фильме Форресту все время говорят: «Ты что — глупый? Ты что — дурак?»

Да, он дурак, но в хорошем смысле. Например, самая первая карта Таро — «Дурак», и дурак тут — это некая чистая душа, человек, который не мудрствует. Дурак — как синоним слова «чистота». Это ключевое качество Форреста Гампа, которое помогало ему пройти через всю жизнь именно так.

Его ключевая фраза: «Глуп тот, кто глупо поступает!»

И кстати, он никогда не поступал глупо.

Часто люди поступают глупо в контексте «горе от ума». Когда они пытаются изображать из себя того, кем на самом деле не являются, а Форрест такой простой, ему не нужно ни кем притворяться. Он живет без заморочек.

Давайте рассмотрим этого персонажа как нашу внутреннюю фигуру, внутреннего дурака, который смотрит на мир, не придумывая, каким он должен быть.

Мне не хватает внутреннего Форреста в отношениях с миром. И, когда я пересматриваю фильм, я как бы впитываю это качество и соединяюсь с ним.

Все начинается с того, что летит перышко. Вот оно уже почти село на плечо человеку, но тот не обратил внимания и пошел дальше. Перышко продолжило свой путь и приземлилось у ног Форреста, который тут же обращает на него внимание и убирает к себе.

Прилетевшее перышко можно рассмотреть как символ благословения или знак судьбы.

После этого Форрест замечает обувь женщины и начинает про это рассуждать, мне нравится эта метафора, как мама Форреста говорила: «О человеке можно судить по его обуви: куда он идет, где он был».

Фишка Форреста именно в этом — он в очень глубоком контакте с реальностью. Есть люди, как Форрест Гамп, внимательные к деталям, к миру, к людям, — и они могут брать от жизни намного больше.

А есть люди, которые живут в своих ожиданиях и мечтах. Эти люди не видят реальности, знаков, благословения, которые им посылает судьба.

В фильме есть еще одна метафора, связанная с перышком. Мама Форреста говорила: «Ты, как перышко, тебя какими-то потоками воздуха носит туда-сюда, и ты как будто не управляешь этим процессом».

Была другая крайность — лейтенант Дэн, который жестко следовал родовой программе. Не случайно ему отрезало именно ноги, потому что ноги — это связь с родом. Он настаивал на том, что должен любой ценой повторить программу своего рода, но судьба не дала ему такой возможности.

Есть вещи, на которые мы можем влиять, у нас есть выбор. И это про две наши ключевые задачи. Первая — быть в контакте с миром, вторая — быть в контакте с собой.

Форрест никогда не предавал себя, никогда не был жертвой. Всегда реагировал на то, что ему предлагается и всегда отклик был через: «А я этого хочу? Мне это вообще подходит? Мне это надо или нет?» Форрест реально делал только то, что хочет.

Яркий пример того, о чем я говорю, — эпизод, где они с лейтенантом в предновогодний вечер позвали каких-то шлюх. Когда на Форреста набрасывается одна из них, он ее отталкивает, и в результате шлюх выгоняют. Форресту не нужна эта женщина, ему не нужен этот опыт, он ему неприятен, противен. Он искренне и честно реагирует на реальность. Он не думает, чтобы быть хорошим, не испортить лейтенанту всю малину. Он потом просто просит прощения: «Простите, что я испортил вам предновогодний вечер».

Форрест Гамп — символ нашей внутренней способности быть открытым и пробовать то, чего никогда не пробовали. Ему предлагают играть в теннис — он идет, его приглашают в армию — он решает попробовать. Ему друг предложил идти ловить креветок — он открыт и этому. Форрест сверяется с собой: хочется ему попробовать или нет, и идет за этим, он пробует. Именно такой подход дает возможность расширять и открывать для себя новые возможности.

У Форреста здоровая самооценка. Она не зависит от результатов: «Ну, нету креветок — значит, сейчас так». Он становится героем, затем чемпионом, или, наоборот, у него все рушится, его оставляет любимая женщина — неважно, его самооценка совершенно от этого не зависит. Он просто живет. Это яркий пример того, как мы можем в себе поддерживать и культивировать здоровую самооценку.

Форрест Гамп абсолютно со всеми строит отношения на равных. Например, он не лебезит перед президентом, он ведет себя совершенно естественно.

Помните, Форреста удивил вопрос: «Кем ты хочешь стать?» Когда нам задают такой вопрос — это ловушка. Тогда ты не можешь быть собой, ты должен быть кем-то еще. Уходит контакт со своим настоящим «Я».

Форрест недоумевает: зачем мне кем-то становиться? Я хотел бы остаться собой!

За жизнь Форрест поменял несколько видов деятельности и в каждом был успешен.

Когда мы не думаем о том, кем мы должны стать, когда мы в контакте с собой и c тем, чего хотим, — мы движемся в потоке жизни, нам не нужно прилагать сверхусилия и не нужно предавать себя.

Трудности

Один из ярких моментов фильма. Нам показывают трудности героя — то, что на первый взгляд против него. На самом деле, это нужно было, чтобы он обрел силу.

Я говорю про момент, когда ребята кидаются в Форреста камнями.

Форрест в этом месте не стал «жертвить», потому что его окружали женщины (мама и подруга), которые относились к нему здоровым образом.

(Кстати, можно искалечить и совершенно нормального человека, если относиться к нему как к придурку.)

Несмотря на скобы на ногах, Дженни ему говорит: «Беги, Форрест, беги!» Она могла бы включиться как спасатель. Могла его отодвинуть и сказать: «Сейчас я разберусь!» Могла в ответ начать кидаться камнями в этих придурков. И тем самым забрать у Форреста его силу — подчеркнуть, что она относиться к нему, как к инвалиду. Но она говорит: «Беги, Форрест, беги!» Она дает ему силу. Она не сомневалась в нем. И, когда он бежит, происходит освобождение от травмы.

Большинство из нас выросло в обстановке, где культивировался треугольник Карпмана: жертва, спасатель и тиран. В фильме дан яркий пример, как не нужно в этот треугольник играть, не надо брать на себя эти роли. Показана здоровая модель — и этим фильм очень ценен.

Именно это и позволяет Форресту прожить здоровую, красивую и насыщенную жизнь: и медаль получил, с президентом рядом стоял и, сам того не желая, завел себе последователей, наконец, женился на любимой женщине, родил сына.

Мама

У меня возникла идея, что главным героем фильма является не сам Форрест Гамп, а его мама.

Его матери нужно отдать должное. Ее мудрость — это то, на что Форрест всегда опирался, его внутренняя мудрая мать.

У нее не было идей стать идеальной матерью, она делала то, что могла. Просто искренне любила сына и всегда была за него. И никогда ему ничего не навязывала!

Этот фильм про то, как не поддаться распространенному сегодня нарциссическому помешательству.

Много внимания уделяется тому, чтобы стать лучше, очень сильно культивируется конкуренция. Современное общество одержимо этой идеей. А это не про то, чтобы быть собой, не про то, чтобы быть счастливым. Если из этого исходить, то счастливым никогда не будешь.

Форрест Гамп — яркий пример счастливого человека. И этот фильм — инструкция, как прожить счастливую жизнь.

Мама делает гениальную штуку: она все особенности Форреста переворачивает в его пользу. Она формирует у него очень положительное отношение к самому себе.

Она изначально закладывает ему идею, что ты — нормальный человек, такой же, как все люди. А все люди они какие? Они все разные.

А в конце, когда Форрест у мамы спрашивает: «Почему ты умираешь?» Она говорит ему фразу: «Потому, что просто пришло время!»

Какое же благословение дает Форресту мама? Она говорит: «Распорядись получше тем, что дал тебе Бог!» Она не говорит ему, что делать и кем ему стать. Она говорит о том, что у тебя есть дар, твоя задача — просто использовать его.

Форрест спросил ее: «В чем моя судьба?» И она ответила: «Ты, должен понять это сам!»❤

Смерть — это символ трансформации. Гениальная фраза, что смерть — это просто часть жизни. Что-то одно заканчивается, умирает, что-то новое зарождается.

Как только его мама умерла, почти сразу к нему пришла Дженни, и они зачали новую жизнь.

Продолжим разбор в следующей статье.

__________________________________________________

Подписывайтесь на мой канал: https://zen.yandex.ru/irinakrylova_ru

Вас ждут тесты, разборы фильмов и сказок, а также лайфхаки и откровения практикующего психолога
-2