Найти тему
Смотри в себя

Чем Киркоров обидел верующих?Объясняет священник

Как следует относиться к выступлению Филиппа Киркорова на концерте, посвященном его 55-летию? На сцене в качестве декораций была использована христианская символика. Певец вставал ногами на крест, рядом танцевали полуголые якобы «монахини». Над ситуацией размышлял священнослужитель, публицист, писатель Фёдор Бородин.

Фёдор Бородин — протоиерей, настоятель московского храма Космы и Дамиана на Маросейке, публицист, писатель, общественный деятель, отец восьмерых детей.
Фёдор Бородин — протоиерей, настоятель московского храма Космы и Дамиана на Маросейке, публицист, писатель, общественный деятель, отец восьмерых детей.

Не удивительно, что эта сцена затронула чувства верующих. Потому что для нас крест Христов — это символ любви Бога к нам. И когда крест служит для чего-то другого или когда он попирается, то нам от этого становится больно.

Зачем, празднуя свой юбилей, причинять боль тысячам верующих людей, мне не очень понятно.

Вообще мы затронули вопрос о современном искусстве. Если рассматривать эстраду как часть этого искусства, то мне вспоминается великое четверостишие Заболоцкого:

«А если это так, то ЧТО есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Есть ли смысл в самом творчестве, которое должно создавать красоту? И Заболоцкий приводит здесь два смысла: красота — это оболочка, за которой ничего нет. Или красота — это огонь, который зажёгся от Божественного дара, и должен согревать, просвещать и исцелять людей, которые прикасаются к творчеству художника.

Мне кажется, что оба эти варианты правильные. Потому что красота, которую творит человек — это отражение того дара, которым Бог наделил его, когда создавал его по своему образу и подобию.

В молитве "Символ веры" мы называем Бога Творцом неба и земли. В богослужебных текстах Бог назван всехудожником, то есть величайшим художником, который нарисовал и создал этот прекрасный мир своим словом.

И когда человек развивает в себе тот дар, которым он отмечен, он уподобляется Богу. Если человек идёт к Господу, если он эту связь бережёт, если он её хранит, если она для него драгоценна, то творчество этого человека будет исцеляющим и преображающим.

Больше всего и ярче всего это видно на творчестве иконописцев. Те иконописцы, которые были праведны и даже причислены к лику святых, писали такие иконы, которые проповедуют без всяких слов. Кто сомневается в этом, сходите в Третьяковку, зайдите в зал Андрея Рублёва. Просто постойте перед его иконами. Всё будет видно и понятно без всяких слов.

А вот если человек с Богом свою связь разрывает, если Бог ему становится не нужен, то та красота, с которой он творит, становится пустотой. Потому что, отдаляясь от Бога, человек перестаёт быть на Него похожим. Он теряет эти свойства. И он всё больше и больше становится похож на демона.

Средневековый христианский богослов и философ Августин Блаженный говорил, что дьявол — это обезьяна Бога. Он не может ничего создать. Он может только исковеркать, изуродовать, осмеять… Он берёт материал из творчества людей, которые Бога знали и знают, и пользуется им.

Художник может красиво рисовать, писатель может хорошо писать, но созидающего в их творчестве ничего не будет или будет всё меньше и меньше. И, в конце концов, художник упрётся в то, что можно описать как конец искусства. Как, например, известный «Черный квадрат» Казимира Малевича. Причём в окончательном варианте это искусство, или лучше сказать антиискусство, всегда будет богоборческим.

Когда в 1915-м году Малевич впервые выставил свою знаменитую картину, она была помещена в интерьере в то место, где обычно висит икона. То есть он сознательно писал картину как икону. Как конец всех евангельских смыслов, с его точки зрения.

Человек, который имеет дар, например, голос и слух, должен что-то создавать. Благое творить он не может. Но ему надо привлечь людей. Он начинает использовать какие-то вещи, которые могут людей привлечь через разум или через страсти.

Поэтому почти всегда творчество современных певцов будет, так или иначе, связано с блудными образами. Даже изображая монахинь, это всё равно будут женщины — блудницы. Для чего они нужны? Чтобы будить эти страсти в зрителях. И даже если будут использованы священные символы, они будут нужны только для того, чтобы привлечь внимание зрителей.

Мы знаем, что Филипп Бедросович — крещёный человек. И он кощунствует и не кается. Если он придёт в любой храм причащаться и расскажет о своём выступлении, то ему будет отказано в причащении.

Он публично оскорбил верующих, причинил им боль. Он фактически отрёкся от веры распятого за нас Христа. Потому что, как говорит апостол Павел, Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос yмep за нас. Крест Христов — это доказательство любви Бога к тебе.

Поэтому, конечно, мы желаем Филиппу Бедросовичу обязательно покаяться. Тем более, если Господь видит, что наделённый дар человек использует во зло и себе в погибель, то Он может отнять этот дар. Дар, которым можно прославлять Бога, приводить людей ко спасению, будить их души…

Почему я об этом говорю? Если я христианин, и, если я вижу, что происходит кощунство, я должен встать и уйти из зрительного зала как минимум.

Фактически это было искушение для отречения от церковности для тех, кто слушал и смотрел этот концерт. Зачем это делать? Зачем в этом участвовать?

Христос говорит:

«Горе тому, через кого приходят соблазны. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих».

Так говорит Господь о тех, кто искушает грехом остальных людей сознательно.

За свои бы грехи каждому из нас ответить, а тут ещё и других соблазнять...

Господи, помоги всем нам прийти к покаянию.

Ещё статья: В чём сегодня проявляется сатанизм? Объясняет Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

#православие #христианство #вера в бога #религия #современное искуство #эстрада #филлип киркоров