Хочется поделиться историей жизни одной нашей землячки, ветерана Великой Отечественной войны. В селе Кобелево Дедиловского района Тульской области (ныне Киреевский р-он) 25 апреля 1930 года родилась Меркулова Валя. В семье, как по заказу, сначала появилось 5 мальчиков, потом 5 девочек. Валя была четвертой из девочек – девятым ребенком в семье. Из чего складывалась жизнь деревенских детей тульской провинции в довоенное время? Главная обязанность – ходить в школу. Но в Кобелеве была только школа-четырехлетка, а потом надо было уезжать за 15 км, чтобы продолжать образование в Дедилово (там была двухэтажная деревянная школа) и жить на частной квартире. В семье Меркуловых решили, что денег на частную квартиру может не хватить, и отважились на переезд в Щекинский р-он к старшему сыну, который уже тогда работал в местной милиции. В Ясенках ему дали участок под строительство. 18 июня 1941 года он встретил многочисленную семью с подводами, гружеными нехитрыми домашними вещами, и с машиной бревен для дома. Хлопоты были приятные: сгруженные бревна со дня на день ждали приезда из Москвы и из армии старших и средних братьев, а также друзей отца. Отец Митрофан был плотником и в быстрой постройке доме не сомневался. Но…22 июня в качестве строителя он остался один, и помощи ждать стало не от кого. Он успел только сколотить сарайчик-времянку, в которой стала жить семья. Как и многие сверстники, в военное время Валя Меркулова работала в огородной бригаде на прополке травы. Во время бомбежек высокие охапки из растений служили убежищами. Когда в Ясенках появились враги, поднялась невероятная паника. Немцы останавливались в домах местных жителей. Заглянули и к ним. «Ой, Русь…плёхо», - поморщились они, когда увидели, что в их сарае не было даже пола. От страха и голода было желание бежать, куда глаза глядят, но один немец почему-то пожалел их семью и как мог, подсказал: «Соседние деревни горят, бежать нет смысла, стелите солому под окно, ложитесь сами, сверху головы накрывайте подушками, чтобы не попасть под пули, и ждите, когда уйдем». Выжили тогда благодаря его совету. Когда немцы отошли, Меркуловы, опомнившись от пережитого, постепенно все-таки отстроили жилой дом, и жизнь понемногу стала налаживаться.
По окончании войны для выполнения стратегических государственных задач в стране в ускоренном темпе организовывали разные предприятия, в том числе, бытовые. Так привычно сейчас расположение местного автовокзала в центре города Щекино. Раньше этот транспортный объект, только крошечный, деревянный и одноэтажный, находился там, где теперь располагается кинотеатр «Сокол». На месте же современного щёкинского автовокзала стоял неказистый деревянный дом, жители которого погибли во время войны. В опустевшем частном доме открыли первую швейную мастерскую в городе. Маленькие окошки, теснота, но - три ножные швейные машины! 15-летняя Валя Меркулова поступила туда ученицей, без оплаты, чтобы научиться качественному шитью. Мать с детства дала ей первые элементарные навыки. Валя добросовестно выполняла мелкие ручные работы: намётка, подшивка, пришивание пуговиц. С волнением однажды села за швейную машину. «Так-так-так», - стучали железные узлы и, казалось, сама машина подбадривала юную портниху. Валентина быстро научилась шить, сначала - легкие платья, а потом и на пальто отважилась. Бесстрашную портниху сразу же перевели работать мастером верхней одежды, в которой был особенный дефицит. Её заказчиками были обычные жители Щёкина, сильно обносившиеся во время войны, и потому неприхотливые. Они радовались любой модели без разбора. Отбоя не было от заказчиков в единственном на тот момент в городе Щёкино ателье. Вскоре одновременно открыли еще несколько швейных мастерских, и Валентину перевели на работу в светлое, просторное ателье на улице Шахтёрской. А в 1964 году она стала проявлять свой швейный талант в пошиве лёгкого платья в престижном ателье «Весна». Попасть туда было непросто, пройдя конкурсный отбор лучших портних по городу. Ателье снабжалось качественным товаром для шитья: лучшими тканями (крепдешин, кримплен, шифон, шерсть, джерси), модными пряжками, пуговицами, молниями, и, главное, замечательными журналами с выкройками. Женскую радость при виде ассортиментов товаров для рукоделия в свое время блестяще передал Э. Золя в романе «Дамское счастье», - похожее волнение испытывали щёкинские модницы. В этом ателье был даже собственный кладовщик. Время диктовало новые требования: одних только знаний технологии шитья было недостаточно, и Валентина Меркулова с радостью приняла предложение учиться на закройщика. Правда, было условие – по окончании двухлетнего обучения нужно было «ехать обслуживать село». В то время в колхозы и совхозы отправляли недостающих специалистов. Особенный дефицит профессионалов наблюдался в Домах быта. «С великим удовольствием!», - воскликнула привычная к деревенской жизни Валентина Митрофановна.
Учёба давала колоссальные знания. Проектирование, конструирование, моделирование, раскрой одежды из различных материалов по индивидуальным заказам, раскрою моделей одежды по лекалам, перекраивание изделий одежды при ремонте и обновлении, - всё ей было интересно. Каждый день увлечённая портниха ездила в Тулу, а ночью корпела над чертежами, которые ей удавались лучше всех в группе.
Валентина Митрофановна настолько безупречно овладела искусством закройщика, что начальник училища на ул. Советской в Туле Юлий Викторович упрашивал её остаться в качестве преподавателя и учить портных. Но надо было выполнять обещание работать на селе. Так молодой специалист оказалась в 6-м цехе Щёкинского быткомбината в Лазареве. Через 1,5 года ее перевели в село Карамышево. Местный сельский комбинат бытового обслуживания «Заря» стремился предоставлять большой спектр бытовых услуг: ремонт и пошив обуви, ремонт часов, бытовой техники,фотография, парикмахерская, крашение одежды и т.д. Администрацию известного на всю страну колхоза «Новая жизнь» не устраивали отчетные показатели прежнего руководителя Дома быта, особенно по изготовлению одежды.
С 1970 года Валентина Митрофановна была назначена заведующей карамышевским ателье. В ее распоряжении оказались 4 электрические промышленные прямострочные швейные машины и 1 оверлок. А коллектив… Автор статьи волею судьбы помнит всех: заказы принимала К.Н. Степанова, брюки качественно шила Т. Радченкова, любую швейную работу можно было доверить машинистке Г.Филатовой, пальто шила Н.Е. Лякишева, мастером легкого платья были Т.Зырикова и «хохотуха Муся (Мария)», прекрасно работали Н. Безгубова, Н. Кочетова, руководила работой бригады энергичная Н.И. Костина. Парикмахер В. Мосина не только успевала делать стрижки, но и выполняла заказы на вязальной машине. Если ломалась техника, на помощь приходил легендарный швейный мастер Бугаков Алексей Тихонович.
Под руководством Валентины Митрофановны работалось легко. Ассортимент ткани меняли часто. Её, как и отечественные журналы мод, поставляли из Щёкинского комбината. 2 раза в неделю приходилось ездить в Лапотково и другие близлежащие села, чтобы выполнять заказы и там – охват соседних деревень был необходимым условием работы сельских ателье. Заказов было так много, что дополнительно приглашали мастеров из городского ателье. На стенках у потолка росла уникальная коллекция из подвешенных бумажных выкроек. Основной контингент в ателье известный - простые сельские труженики, например, трактористы, которым некогда было ездить в город за брюками, да и подобрать их было непросто. Но любимыми и частыми заказчицами были, как называет их Валентина Митрофановна, «мои доярочки». Как ни старались на селе поднять престиж профессии, называя доярок по-разному: «мастер машинного доения», «мастер молочного животноводства», труд доярок был посилен только крепким, выносливым женщинам. Изнуряющая работа скрашивалась хорошей зарплатой и возможностью в очередной раз заказать красивое платье в местном карамышевском ателье. Рабочий день заведующей начинался в 8.00, но она уже к 7.00 приезжала из Щёкино, чтобы возвращающимся в это время с утренней дойки и проходящим мимо ателье дояркам удобнее было заказать платье. А отчётные показатели? Среди сельских мастерских комбинат бытового обслуживания «Заря» вышел на первое место по Тульской области, и фотография Валентины Митрофановны многие годы находилась на Доске Почета в Тульском комбинате бытового обслуживания. В суете и хлопотах будней «сапожник» не оставался «без сапог». Наряжаться В.М. Меркулова любила всегда. К дочери на Дальний Восток в самолете лететь не боялась: развлекала себя тем, что оглядывала всех пассажиров. Убедившись, что одета лучше всех, успокаивалась. В пути развлекала себя анализом одежды пассажиров: к этому комплекту не хватает жёлтого шарфика, это платье смотрелось бы лучше с другим воротником…
Председатель колхоза И.М. Семёнов приглашал Валентину Митрофановну на свой день рождения: заведующая ателье всегда была украшением праздника. Иван Михайлович уважал её не только за умение наряжаться и наряжать других, но и за сознательность: она умела в уборочную пору организовать коллектив на помощь колхозу, за что получила от председателя высшую семёновскую характеристику: «незаменимый труженик села».
В фойе ателье у мешков с лоскутами копалась маленькая девочка, дочь одной из портних. Ей разрешали выбирать понравившиеся кусочки ткани и шить из них дома «одёжку» на кукол. Под синхронный стрекот серых подольских машин, замирая от счастья, она перебирала разноцветные обрезки бархата, шёлка, креп-жоржета, джерси, полосок меха…Её куклы были самые красивые! Юная рукодельница выросла и стала заниматься научными исследованиями в области русской усадебной культуры, в том числе, культуры дворянского рукоделия, а к 85-летию Валентины Митрофановны написала статью о её дамском счастье. Судьба распорядилась так, что и Валентина Митрофановна, и та выросшая девочка долгие годы жили в соседних домах п. Первомайского. Теперь бывшая зав. ателье карамышевской «Зари» В.М. Меркулова улетела к дочери на Дальний Восток – навсегда. А в шкафах заказчиц села Карамышево до сих хранятся многие модели одежды, выполненные руками местных мастериц под руководством увлечённой Валентины Митрофановны.
С. И. Лякишева, дочь портнихи ателье.
Приношу сердечную благодарность С.И. Лякишевой за интересную статью.
#щёкино
#карамышево
#ателье