Найти тему

«Дамское счастье» Валентины Митрофановны.

Хочется поделиться историей жизни одной нашей землячки, ветерана Великой Отечественной войны. В селе Кобелево Дедиловского района Тульской области (ныне Киреевский р-он) 25 апреля 1930 года родилась Меркулова Валя. В семье, как по заказу, сначала появилось 5 мальчиков, потом 5 девочек. Валя была четвертой из девочек – девятым ребенком в семье. Из чего складывалась жизнь деревенских детей тульской провинции в довоенное время? Главная обязанность – ходить в школу. Но в Кобелеве была только школа-четырехлетка, а потом надо было уезжать за 15 км, чтобы продолжать образование в Дедилово (там была двухэтажная деревянная школа) и жить на частной квартире. В семье Меркуловых решили, что денег на частную квартиру может не хватить, и отважились на переезд в Щекинский р-он к старшему сыну, который уже тогда работал в местной милиции. В Ясенках ему дали участок под строительство. 18 июня 1941 года он встретил многочисленную семью с подводами, гружеными нехитрыми домашними вещами, и с машиной бревен для дома. Хлопоты были приятные: сгруженные бревна со дня на день ждали приезда из Москвы и из армии старших и средних братьев, а также друзей отца. Отец Митрофан был плотником и в быстрой постройке доме не сомневался. Но…22 июня в качестве строителя он остался один, и помощи ждать стало не от кого. Он успел только сколотить сарайчик-времянку, в которой стала жить семья. Как и многие сверстники, в военное время Валя Меркулова работала в огородной бригаде на прополке травы. Во время бомбежек высокие охапки из растений служили убежищами. Когда в Ясенках появились враги, поднялась невероятная паника. Немцы останавливались в домах местных жителей. Заглянули и к ним. «Ой, Русь…плёхо», - поморщились они, когда увидели, что в их сарае не было даже пола. От страха и голода было желание бежать, куда глаза глядят, но один немец почему-то пожалел их семью и как мог, подсказал: «Соседние деревни горят, бежать нет смысла, стелите солому под окно, ложитесь сами, сверху головы накрывайте подушками, чтобы не попасть под пули, и ждите, когда уйдем». Выжили тогда благодаря его совету. Когда немцы отошли, Меркуловы, опомнившись от пережитого, постепенно все-таки отстроили жилой дом, и жизнь понемногу стала налаживаться.

Валентина Митрофановна во втором ряду,  вторая слева
Валентина Митрофановна во втором ряду, вторая слева

По окончании войны для выполнения стратегических государственных задач в стране в ускоренном темпе организовывали разные предприятия, в том числе, бытовые. Так привычно сейчас расположение местного автовокзала в центре города Щекино. Раньше этот транспортный объект, только крошечный, деревянный и одноэтажный, находился там, где теперь располагается кинотеатр «Сокол». На месте же современного щёкинского автовокзала стоял неказистый деревянный дом, жители которого погибли во время войны. В опустевшем частном доме открыли первую швейную мастерскую в городе. Маленькие окошки, теснота, но - три ножные швейные машины! 15-летняя Валя Меркулова поступила туда ученицей, без оплаты, чтобы научиться качественному шитью. Мать с детства дала ей первые элементарные навыки. Валя добросовестно выполняла мелкие ручные работы: намётка, подшивка, пришивание пуговиц. С волнением однажды села за швейную машину. «Так-так-так», - стучали железные узлы и, казалось, сама машина подбадривала юную портниху. Валентина быстро научилась шить, сначала - легкие платья, а потом и на пальто отважилась. Бесстрашную портниху сразу же перевели работать мастером верхней одежды, в которой был особенный дефицит. Её заказчиками были обычные жители Щёкина, сильно обносившиеся во время войны, и потому неприхотливые. Они радовались любой модели без разбора. Отбоя не было от заказчиков в единственном на тот момент в городе Щёкино ателье. Вскоре одновременно открыли еще несколько швейных мастерских, и Валентину перевели на работу в светлое, просторное ателье на улице Шахтёрской. А в 1964 году она стала проявлять свой швейный талант в пошиве лёгкого платья в престижном ателье «Весна». Попасть туда было непросто, пройдя конкурсный отбор лучших портних по городу. Ателье снабжалось качественным товаром для шитья: лучшими тканями (крепдешин, кримплен, шифон, шерсть, джерси), модными пряжками, пуговицами, молниями, и, главное, замечательными журналами с выкройками. Женскую радость при виде ассортиментов товаров для рукоделия в свое время блестяще передал Э. Золя в романе «Дамское счастье», - похожее волнение испытывали щёкинские модницы. В этом ателье был даже собственный кладовщик. Время диктовало новые требования: одних только знаний технологии шитья было недостаточно, и Валентина Меркулова с радостью приняла предложение учиться на закройщика. Правда, было условие – по окончании двухлетнего обучения нужно было «ехать обслуживать село». В то время в колхозы и совхозы отправляли недостающих специалистов. Особенный дефицит профессионалов наблюдался в Домах быта. «С великим удовольствием!», - воскликнула привычная к деревенской жизни Валентина Митрофановна.

Учёба давала колоссальные знания. Проектирование, конструирование, моделирование, раскрой одежды из различных материалов по индивидуальным заказам, раскрою моделей одежды по лекалам, перекраивание изделий одежды при ремонте и обновлении, - всё ей было интересно. Каждый день увлечённая портниха ездила в Тулу, а ночью корпела над чертежами, которые ей удавались лучше всех в группе.

Валентина Митрофановна настолько безупречно овладела искусством закройщика, что начальник училища на ул. Советской в Туле Юлий Викторович упрашивал её остаться в качестве преподавателя и учить портных. Но надо было выполнять обещание работать на селе. Так молодой специалист оказалась в 6-м цехе Щёкинского быткомбината в Лазареве. Через 1,5 года ее перевели в село Карамышево. Местный сельский комбинат бытового обслуживания «Заря» стремился предоставлять большой спектр бытовых услуг: ремонт и пошив обуви, ремонт часов, бытовой техники,фотография, парикмахерская, крашение одежды и т.д. Администрацию известного на всю страну колхоза «Новая жизнь» не устраивали отчетные показатели прежнего руководителя Дома быта, особенно по изготовлению одежды.

-4

С 1970 года Валентина Митрофановна была назначена заведующей карамышевским ателье. В ее распоряжении оказались 4 электрические промышленные прямострочные швейные машины и 1 оверлок. А коллектив… Автор статьи волею судьбы помнит всех: заказы принимала К.Н. Степанова, брюки качественно шила Т. Радченкова, любую швейную работу можно было доверить машинистке Г.Филатовой, пальто шила Н.Е. Лякишева, мастером легкого платья были Т.Зырикова и «хохотуха Муся (Мария)», прекрасно работали Н. Безгубова, Н. Кочетова, руководила работой бригады энергичная Н.И. Костина. Парикмахер В. Мосина не только успевала делать стрижки, но и выполняла заказы на вязальной машине. Если ломалась техника, на помощь приходил легендарный швейный мастер Бугаков Алексей Тихонович.

Под руководством Валентины Митрофановны работалось легко. Ассортимент ткани меняли часто. Её, как и отечественные журналы мод, поставляли из Щёкинского комбината. 2 раза в неделю приходилось ездить в Лапотково и другие близлежащие села, чтобы выполнять заказы и там – охват соседних деревень был необходимым условием работы сельских ателье. Заказов было так много, что дополнительно приглашали мастеров из городского ателье. На стенках у потолка росла уникальная коллекция из подвешенных бумажных выкроек. Основной контингент в ателье известный - простые сельские труженики, например, трактористы, которым некогда было ездить в город за брюками, да и подобрать их было непросто. Но любимыми и частыми заказчицами были, как называет их Валентина Митрофановна, «мои доярочки». Как ни старались на селе поднять престиж профессии, называя доярок по-разному: «мастер машинного доения», «мастер молочного животноводства», труд доярок был посилен только крепким, выносливым женщинам. Изнуряющая работа скрашивалась хорошей зарплатой и возможностью в очередной раз заказать красивое платье в местном карамышевском ателье. Рабочий день заведующей начинался в 8.00, но она уже к 7.00 приезжала из Щёкино, чтобы возвращающимся в это время с утренней дойки и проходящим мимо ателье дояркам удобнее было заказать платье. А отчётные показатели? Среди сельских мастерских комбинат бытового обслуживания «Заря» вышел на первое место по Тульской области, и фотография Валентины Митрофановны многие годы находилась на Доске Почета в Тульском комбинате бытового обслуживания. В суете и хлопотах будней «сапожник» не оставался «без сапог». Наряжаться В.М. Меркулова любила всегда. К дочери на Дальний Восток в самолете лететь не боялась: развлекала себя тем, что оглядывала всех пассажиров. Убедившись, что одета лучше всех, успокаивалась. В пути развлекала себя анализом одежды пассажиров: к этому комплекту не хватает жёлтого шарфика, это платье смотрелось бы лучше с другим воротником…

Председатель колхоза И.М. Семёнов приглашал Валентину Митрофановну на свой день рождения: заведующая ателье всегда была украшением праздника. Иван Михайлович уважал её не только за умение наряжаться и наряжать других, но и за сознательность: она умела в уборочную пору организовать коллектив на помощь колхозу, за что получила от председателя высшую семёновскую характеристику: «незаменимый труженик села».

В фойе ателье у мешков с лоскутами копалась маленькая девочка, дочь одной из портних. Ей разрешали выбирать понравившиеся кусочки ткани и шить из них дома «одёжку» на кукол. Под синхронный стрекот серых подольских машин, замирая от счастья, она перебирала разноцветные обрезки бархата, шёлка, креп-жоржета, джерси, полосок меха…Её куклы были самые красивые! Юная рукодельница выросла и стала заниматься научными исследованиями в области русской усадебной культуры, в том числе, культуры дворянского рукоделия, а к 85-летию Валентины Митрофановны написала статью о её дамском счастье. Судьба распорядилась так, что и Валентина Митрофановна, и та выросшая девочка долгие годы жили в соседних домах п. Первомайского. Теперь бывшая зав. ателье карамышевской «Зари» В.М. Меркулова улетела к дочери на Дальний Восток – навсегда. А в шкафах заказчиц села Карамышево до сих хранятся многие модели одежды, выполненные руками местных мастериц под руководством увлечённой Валентины Митрофановны.

Старая фотография
Старая фотография

Фото автора. Здание в настоящее время
Фото автора. Здание в настоящее время

С. И. Лякишева, дочь портнихи ателье.

Приношу сердечную благодарность С.И. Лякишевой за интересную статью.

#щёкино 

#карамышево

#ателье