Часть 1 здесь
Часть 2
Профессионал, прежде всего, узкий специалист. Потому что для того чтобы им стать, надо посвятить себя целиком выбранному делу. Мастер – более ёмкое понятие, но не выходящие всё же за рамки одного направления, и никак иначе. Вы можете возразить, что ведь есть такое понятие как «мастер на все руки». Богат и могуч русский язык, не спорю! Это выражение относится скорее к находчивому и не боящемуся никакого труда человеку, и из той же оперы, что «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
И, наверное, не стоит выбирать для своего героя стезю, о которой вы едва наслышаны. Потому что ваши работы читают не только ради сюжета, но по ним ещё и складывается мнение об описанных вами профессиях и умениях, зачастую искаженное и ошибочное, составленное на основе ложной информации. Знакомо выражение: «Слышал звон, да не знает где он»? Это о любителях рассуждать на темы, для них практически незнакомые.
Думаю, излишне напоминать вам, что прежде чем описывать мастерство и профессиональные навыки героя, не мешает разузнать побольше о его предполагаемой профессии или занятии. Ну вот например: потенциально яркий эпизод, который сценарист фильма сделал бы «изюминкой» безобразно слит, так как автору показалось, что это неважно — читатель сам что-нибудь сочинит:
«Гости наконец-то перевели взгляд на работы мастера Мина и мастера Мита. Мейко выдохнула, бросив рассерженный взгляд на гнома. Троицу стали рассматривать, поднимать им руки, заставляли наклоняться, но уже с целью получше рассмотреть украшения. Та девица, что раньше хотела купить котят, лично купила несколько браслетов с рук путешественников.
Троицу еще долго тормошили. Они еле стояли на ногах, когда высокопоставленные гости наконец-то соизволили покинуть почти полностью опустевший магазин.»
(«Мир прекрасен, мир ужасен», Astalavista)
Живым текст сделают правдиво описанные нюансы, присущие выбранному направлению деятельности. Конечно, легче всего писать о том, что хорошо знакомо самому.
Однако не переусердствуйте! Длинные и слишком специфические описания каждого незначительного шага героя утомят читателя и отвлекут от нити повествования.
Старайтесь не забрасывать читателя профессиональными терминами, если можно обойтись без них или заменить на более понятные слова. Если без этого никак нельзя, потрудитесь объяснить что к чему.
«Нина зашла в амуничник и сняла с крючка под табличкой «Первоцвет» выездковое оголовье, скрипящее новенькой кожей. «Не запутаться бы", - думала девочка, разбирая ремни капсуля, перекрученные с нащёчными ремнями. Затем перехватила рукой все четыре повода вместе с затылочным ремнём и встряхнула оголовье – мундштук тяжело звякнул о трензель".
Вы чего-нибудь поняли? А если так?
«Нина зашла в амуничник, где, как и в любой другой конюшне, хранится всё лошадиное снаряжение, и сняла с крючка под табличкой «Первоцвет» выездковое оголовье, скрипящее сыромятной кожей. «Вот это уздечка! - девочка взвесила в руке тяжелую связку ремней и железяк, - Не запутаться бы». Она попыталась разобрать ремни как обычно, но их было вдвое больше, нежели у простого оголовья. Нина стала разбирать ремни по очереди – сначала боковые, затем от капсуля, в последнюю очередь аккуратно подобрала поводья и слегка встряхнула оголовье – мундштук тяжело звякнул о трензель. «Сколько железа! - Нина с любопытством рассматривала массивную железяку, в два раза больше и тяжелее обычного трензеля, - мундштук, да ещё трензель – и всё во рту у лошади. Вот цена пассажей и пируэтов!»
Согласен, получается в три раза длиннее. Но заметьте, сколько информации вы сразу получили!
Описывая своего героя, стоит упомянуть, за какие заслуги его наградили почетным званием Мастер или Профи. И он должен соответствовать ему! Называть героя Мастером меча и не описать ни одной батальной сцены с его участием было бы странно.
Даже если герой второстепенный, хоть пару слов о его навыках стоит сказать. Ведь в остросюжетных поворотах повествования, остальные участники событий будут уповать на героя с громким званием Мастер или Профи, ждать от него подобающих его рангу действий. И читатели тоже.
Но в произведениях противников героя называют мастерами только чтобы сыграть «на крутизну» этого самого героя, впрочем, живописать мастерские приёмы и импровизации и в этом случае не помешало бы...
«Юнец бросился в атаку, нанося широкие и размашистые удары. Глупец, я понимал, что он хотел сделать, какой удар нанести, с какой стороны ждать подвоха… Я всё это знал и без особого труда отбивался от него, делая вид, что даётся мне это с большим трудом.
Лемуан (Мастер Битвы, - прим.) постепенно наращивал темп и интенсивность атак, он стал экономить силы, выдохся. Никогда нельзя пытаться привлечь внимание, особенно в ситуации, когда ты сражаешься с самым верным слугой Бэтрезена. Когда же ты нанесёшь коронный удар? Давай, я жду этого!
Эльф сделал широкий шаг вперёд, сокращая расстояние между нами, одновременно с этим нанося удар, стараясь срезать мне голову. Пригнувшись, я увидел, как в лицо летит кинжал. Глупый ты мальчишка, ваши тактики не меняются никогда!»
(«Долг демона», Amidas)
Часто героя величают «мастер» из уважения к его ремеслу, подчёркивая значимость и сложность его работы, выделяя среди других людей. Так юного мага в обычном мире могут называть Мастер, признавая безоговорочное превосходство его ремесла над простым и незамысловатым трудом. Но тому же юному магу в мире волшебников нужно очень серьёзное основание для такого титула.
Стоит отметить и такую особенность, что если канон-источник для произведения англоязычный, то "мастер" – это уважительное обращение к мальчишкам из господских семей. Обращение к отпрыску начальника, к примеру, обращение к сыночку барина со стороны слуг или рабов. Даже обращение к сверстнику - типа "на вы". Помнится, Сэм называет Фродо мастером именно в этом контексте.
Имеет смысл учитывать и такой нюанс.
Профессионализм и мастерство – это, прежде всего опыт, на который нужно время, как ни крути. Мальчишка, за месяц освоивший сложнейшую технику, или раскрывший секрет древнего знания, может быть гением, но никак не профи и не мастером. Новоявленному гению всё равно не переплюнуть их. Гений как вспышка света, мастерство и профессионализм – надёжность и сила. Не зря ведь говорят: «Опыт не пропьёшь». Он въедается в кровь и плоть годами труда и любви к своему делу.
Подведём итоги:
1. Не стоит делать героя «семи пядей во лбу» - это подозрительно.
2. Лучше не заставлять персонажа заниматься делом, несовместимым с его темпераментом и характером.
3. Не советую пополнять список людей с характеристикой «слышал звон, да не знает, где он». Их и так пруд пруди.
4. Если уж называете героя Мастер или Профи, поясните почему и дайте ему проявить себя.
5. Не сорите без нужды профессиональными терминами, раздражая читателя, а грамотно поясняйте.
И ГЛАВНОЕ– вы несёте ответственность за правдивость информации перед читателем и перед собой. (см. пункт 3).
Дорогие друзья, я углубился в тему может немногим больше, чем требовалось, но было так интересно! Надеюсь было интересно и вам. Успехов в творчестве!
«Не кует железа молот, кует кузнец». (русская пословица)
«Дело мастера боится». (русская пословица)
«Работающей мельнице некогда замерзать». (японская пословица)
«Один добытый опыт важнее семи мудрых поучений». (таджикская пословица)
«Думающий о будущем - мудрец, чинящий старье – искусник». (калмыцкая пословица)
«Только опыт создает настоящего мастера». (индийская пословица)
«Делай коромысло себе по плечу». (вьетнамская пословица)
«Искусная мастерица может прясть хоть на ноге осла». (арабская пословица)
«Сто искусств не стоят совершенства в одном искусстве». (китайская пословица)
«И маленькое дело делай, как большое». (башкирская пословица)
Благодарность за бесценную помощь в создании статьи Serpens Subtruncius
Автор: Jiraia
Статья на сайте
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #