Найти тему
4,1K подписчиков

Слон (2003, США): Зачем школота периодически устраивает бойню в школах?

291 прочитал

Гидрофильм, в котором персонажи движутся, будто находясь в воде (или во сне), фильм, по всем параметрам сделанный будто бы специально для того, чтобы меня усыпить, но, однако ж, не усыпляющий, а наоборот, странно бодрящий, будто вставляющий спички в глаза — хотя ко времени просмотра спать мне хотелось неимоверно и безо всякого кино. Разобраться в причинах сего непонятного атмосферного явления я не могу до сих пор.

Почему "слон", если нарисован буйвол?
Почему "слон", если нарисован буйвол?

Картина Гаса Ван Сента посвящена событию, не такому уж редкому в современной процветающей Америке, — по-рыбьи холоднокровному (и здесь, как видите, присутствует водная тема) убийству школьниками своих одноклассников. На экране Гас Ван Сент воссоздает один день из жизни и смерти учащихся средней школы "Колумбина", г. Литтлтон. В этот роковой день два ученика пришли в школу, вооруженные до зубов, и устроили кровавое месилово. Режиссер пытается дать объяснение этому бессмысленному (ли?) поступку, и в конце концов это объяснение даёт — надо сказать, объяснение тривиальное, и потому не воспринимаемое всерьез. Впрочем, объяснение выглядит приемлемым благодаря изяществу решения, лежащему опять же в общей водяной среде фильма: герои играют в тупейший компьютерный 3D-shooter, в который ни один настоящий школьник не стал бы играть, ибо все противники в игре повернуты к тебе спиной, а, главное, движутся с той же скоростью, с какой движется фильм, — то есть крайне медленно, печально, медитативно. Игра невыносимо скучна, но, видимо, обладает для героев той самой незаурядной привлекательностью, коей обладает фильм для зрителей.
Жестокие компьютерные игры, обидки на одноклассников и учителей, легкая доступность оружия — вот причины, способные сделать из заурядного школьника убийцу. Позвольте, однако, не согласиться с этим лежащим на поверхности утверждением. Фильм Ван Сента выглядит слишком метафизично, чтобы удовольствоваться таким вот. Путешествуя через тоскливые кущи холодного рая, презрев спокойную жизнь в глубинке, социально обеспеченную старость, герои побеждают запланированную добрым государством естественную смерть в собственной постели через 70 лет. Вылизанная до блеска школа, с хорошо оборудованными классами, с заботливо созданными "клубами по интересам", обагряется кровью и наполняется немотивированной агрессией — причем, агрессией в большей степени условной. Это не столько жестокое убийство, сколько некий мор, падёж. Школьники-убийцы ведут себя интеллигентно, ходят чинно, не размахивают руками. Да и жертвы достаточно спокойно принимают смерть. Баланс не нарушен, не укладывающееся в уме Событие не нарушает естественного течение событий. Это просто камень, брошенный в широчайший речной поток. Но говоря словами Макмерфи из "Пролетая над гнездом кукушки": "Я хотя бы попытался". В этом плане очень показателен и даже символичен один персонаж, которого я назвал про себя Черным Леммингом. Флегматичного вида юный негр "плывет" по коридорам школы навстречу смерти. Вряд ли он идиот. Он идет навстречу смерти, потому что все бегут от нее. Он же намеренно плывет напротив течения, шагая один по мгновенно пустеющим коридорам, и в конце концов получает свою пулю в живот. Он сделал свой выбор. Не тот выбор, о котором так много говорили демократы, а настоящий, неуправляемый извне выбор, то есть, выбор, сделанный действительно самостоятельно, вопреки всему.

Кадр из фильма "Слон" (2003)
Кадр из фильма "Слон" (2003)

В фильме использована музыка Людвига Вана Бетховена, видимо, затем, чтобы задать полемическую перекличку с другим эстецким фильмом о насилии — "Заводным апельсином" Стенли Кубрика (как известно, Алекс тащился от пятой — или девятой симфонии Людвига Вана). Бодрость 60-х — 70-х осталась позади, как бы утверждает Ван Сент. Настало время печальных и медленных "Лунных сонат", сыгранных участниками драмы самолично, и сыгранных, надо заметить, через пень-колоду. И всё же насилие не потеряло своей привлекательности. Насилие так же привлекательно и так же гармонично, так же созвучно с жизнью молодых, как привлекательна и гармонична великая "очистительная" музыка… Но еще более привлекательна собственная смерть. Подлинный эмо-фильм!

Оценка: 8,0 из 10.

Режиссер: Гас Ван Сент.
Сценарий: Гас Ван Сент,
Оператор: Харрис Савидес,
Композитор: Людвиг Ван Бетховен.

В главных ролях: Алекс Фрост, Эрик Дойлен.

#гас ван сент #стрельба в школе #резня #подростки #тинейджеры #школота #слоны #разрешение на оружие #оценка 8 #2003 год кино