Оценка: 7 из 10
Якутская драма «Нелегал» выходит в российский прокат 12 мая 2022 года. Режиссёр: Дмитрий Давыдов. В ролях: Эржан Даулетбеков, Орозбек Аманбаев, Степан Бурнашев и другие.
После новости об отмене «Кинотавра» в этом году режиссёр Дмитрий Давыдов, один из лидеров новой якутской волны, напугавший своим предыдущим фильмом жюри сочинского смотра так сильно, что они тут же выдали ему гран-при и ещё несколько важных наград, вероятно, решил больше не ждать и как можно скорее выпустить своё новое творение, обходя стороной фестивали. В нынешних условиях такое решение понятно, хотя давненько якутские фильмы не выходили в российский прокат, не имея за плечами впечатляющей, чаще всего интернациональной, фестивальной судьбы и воодушевляющей поддержки критиков. Однако «Нелегал» попытается ворваться в прокат с наскока и обескуражить зрителя присущей этому кинематографическому региону аутентичностью, тем более что у картины Давыдова есть все признаки фильма, который вряд ли кого-то сможет оставить безразличным.
История здесь про молодого киргиза (Эржан Даулетбеков), нелегальным образом оказавшегося в России с загадочной целью кого-то отыскать. Он молчалив и кроток, у него ни связей, ни денег, ни дома, он кое-как избегает депортации во время полицейского рейда и с помощью местных барыг устраивается продавцом на рынок, но ненадолго. Вскоре его знакомят с местной армянской мафией, втягивают в криминальные разборки, напоминающие криминальный дебют Рёфна о датских наркоторговцах, и, в конце концов, наш одинокий киргиз пускается в странствие по якутским просторам, ведомой лишь своим сердцем. В ходе своего мистического квеста ему встречаются различные люди, судьба накидывает ему испытаний с постоянством дилера в казино, однако зрителю практически до самых финальных титров остаётся гадать, к кому он столь отчаянно и смерено держит путь, преодолевая все невзгоды на своём пути. К любимой женщине? К своей семье? Или к кому-то ещё?
Дмитрий Давыдов уверенно отходит от мистицизма «Пугала» к социальному реализму «Нелегала», в котором тут же узнаются веяния кинематографа братьев Дарденн, «Айка» Сергея Дворцевого и даже «Гавр» и «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки, только лишённые фирменного комедийного абсурда финского режиссёра. Вообще, «Нелегал» если и пересекает какую-то жанровую территорию, то только территорию роуд-муви. Герой здесь не просто находится в постоянном поиске, он как бы совершает путешествие от человека к природе (начинается кино в толпе людей, а заканчивается одиночеством в степи), что является одним из основных мотивов якутского кино. Связь человека с природой по своей натуре сакральна, на этом строятся традиции и быт якутского народа. Тут, правда, мотив акцентируется не столь сильно, как, например, в недавних хитах «Нуучча», «Царь-птица», «Иччи» или в том же «Пугале», однако вторая половина фильма уже напоминает якутский задумчивый ответ «Выжившему», где человек предоставлен лишь самому себе.
Как и в «Айке», «Нелегал» иллюстрирует незавидную, поистине шакалью жизнь мигранта в РФ, где каждый думает только о себе: здесь и ксенофобия, и рабство 21 века, и полнейшее обесценивание человеческой жизни. Но при этом картина Давыдова не насквозь пропитана безнадёгой, находится в ней место и гуманистическим посылам, например, в сцене случайного знакомства юного киргиза с одиноким дедом-рыбаком, между которыми выстраиваются первобытные доверительные отношения, базирующиеся исключительно на взаимопомощи. Их совершенно ничего не связывает, они говорят на разных языках, у них нет причин доверять друг другу, но, тем не менее, две заблудшие души как будто бы мистическим образом сходятся в трудный жизненный отрезок, чтобы заново поверить в существование бескорыстных отношений в мире, где человек человеку – волк. Такие эпизоды не просто любому отчаявшемуся путнику придают сил двигаться дальше к своей заветной цели, именно благодаря подобным моментам якутское кино обречено находить отклик в сердцах аудитории в любых уголках планеты. И у «Нелегала» Дмитрия Давыдова есть все шансы успешно продолжить популяризацию якутского кинематографа, может быть, не в мире, но на территории России уж точно.
Вадим Богданов, InterMedia