Если в титрах к фильму стоит Кирилл Гребенщиков, то картина «обречена» на успех на все 100%. Искренний, красивый, талантливый актер полюбился российскому зрителю в «Тридцатилетних» и с тех пор, все его роли притягивают внимание. О своем отношении к профессии, о новых работах в кино и о том, что делает его счастливым «ТН» рассказал актер театра и кино Кирилл Гребенщиков.
— Все мы родом из детства. Какие детские воспоминания вам особенно дороги или вызывают улыбку?
— У меня нет ностальгии по 70-80-м годам. Все мои приятные воспоминания связаны исключительно с моими друзьями, с дворовыми играми и забавами, родителями, бабушками. Знаете, я ведь никогда не хотел быть актером. Однажды вышел такой случай: когда мне было лет 7 или 8, я вдруг услышал как отец, который был актером, разговаривает по телефону и говорит обо мне — голубые глаза, светлые волосы. Я понял, что на меня появились какие-то планы. Помню, я тогда ушел в свою комнату, вцепился в батарею и стоял, смотрел вдаль, там виднелась церковь Троица-Лыково, и думал: «Господи, только бы пронесло». Я кривляться любил, а выступать абсолютно нет. Со школы я вспоминаю в основном свои влюбленности, а не активную общественную жизнь, потому что я был скорее асоциальным ребенком, меня мало волновала пионерия, да и в комсомол я так и не вступил.
— Вы росли в творческой семье. Как эта атмосфера свободы, легкости повлияла на ваш характер, на ваше восприятие жизни?
— Независимо от того, какой люди были профессии, у них существовали свои проблемы, но, конечно, определенная свобода в моей семье была. По разговорам дома я понимал, что в стране что-то происходит. Родители слушали «Голос Америки», и именно тогда у меня формировалось социально-критическое, аналитическое мышление. Я понял, что должно быть как минимум две точки зрения, что не надо доверять всему, что ты слышишь по радио, читаешь в газетах или видишь по телевизору. Эта позиция у меня осталась и до сих пор, и сейчас это особенно важно.
— Несмотря на то, что ваши родители были актерами, вас сцена не привлекала. Чем интересовались в юношеские годы и в какой профессии видели себя в будущем?
— Атмосфера театра меня увлекала, когда я попадал к родителям на работу, люди, сама подготовка к спектаклю, оформление декораций, работа костюмеров. А вот как работают актеры, меня абсолютно не интересовало, скорее я больше проявлял интерес к обслуживанию театрального производства. У меня не было никаких серьезных мечтаний по поводу профессии. Да, я хотел быть летчиком, но при этом понимал, что я им никогда не буду, потому что это техническая специальность и надо иметь определенный склад ума. Помню, мы с друзьями раз 15 смотрели американский фильм про дальнобойщиков с Крисом Кристофферсоном, который случайно проскочил на наши экраны. Все мы сразу захотели быть дальнобойщиками, носить такую же майку и иметь такую же бороду, как и у главного героя, которого звали Резиновый утенок. Мы тогда бесконечно играли в дальнобойщиков. Сейчас многие актеры говорят, что мечтали о своей профессии с детства. А я не хотел, мне было все равно. Это пришло потом.
— Как бы там ни было, вы все же поступили в театральный вуз и получили актерскую специальность. Какие впечатления остались от студенческой жизни?
— Сказать, что я вспоминаю их как счастливое время, я не могу. Я учился в период с 1989 по 1995 год, это было тяжелое, серое время. Мы замыкались в своей среде, среде театрального института, и нам в какой-то степени было все равно, что происходит на улице, хотя некая политизированность в нас все же присутствовала, ведь мы дети перестройки. Да, мы поймали ощущение свободы, когда можно было все, что ты думаешь, говорить в открытую, а не перешептываться на своих кухнях, слушать то, что хочешь, читать, что хочешь. Но и это очень скоро все свернулось. Круг общения в основном был среди сокурсников, и я не разделяю мнения некоторых из них, кто говорит, что именно тогда были лучшие годы нашей жизни. Я уверен, что лучшее время оно сейчас, какое бы оно не было. Воспоминания у меня приятные, но мне дороже то время, в котором я нахожусь сейчас, а не то, что уже прошло. Это было такое время, когда не все мерилось успехом актера, мы хотели сделать что-то свое, как-то взорвать театральную рутину, мечтали повернуть вспять театральные процессы. Кино тогда не было особенно популярным, никто туда не стремился, его было очень мало. И никто не думал о карьере через призму успеха, не было такого плана — вот сейчас я окончу институт, начну сниматься в сериалах, и стану известным актером. Тогда перспектива ощущалась и выглядела по-другому, мы все хотели сделать что-то неожиданное, новое.
— Получилось ли спустя годы реализовать те планы и мечты, которые строили, будучи студентом?
— Нет, не удалось. Я хотел быть режиссером, ставить спектакли. Потом, поработав с большими режиссерами, понял, что это определенная профессия, определенные мозги, немного другое мировоззрение, это совсем не актер. У меня были случаи, когда мне приходилось в ходе спектакля подхватывать роль, сочинять что-то по тексту, я знаю, что я это могу, но я совершенно не жалею, что моя мечта стать режиссером не реализовалась. Жизнь пошла своим чередом. Я долгое время был неизвестным актером, потом стал известным. К сожалению, актерская профессия меряется во многом востребованностью, успехом и известностью. На мой взгляд, это неправильно. Я знаю замечательных актеров, которых не узнают на улице, и не замечательных, которых узнают.
— В вашей актерской копилке множество работ. Изменилось ли со временем ваше отношение к профессии, к съемочному процессу?
— В моей фильмографии порядка ста работ, есть театральные постановки. Отношение к съемочному процессу не изменилось, он не стал для меня рутиной, я все так же люблю театральные репетиции и съемки в кино. Что изменилось? Я стал больше уметь, чем умел раньше, 20 лет назад. Я стараюсь развиваться, стараюсь себя удивлять, стараюсь не работать на готовом, на том, что умею. Если я делаю то, что мне незнакомо и чего я от себя не жду, я радуюсь всегда.
— В одном из интервью вы говорили, что гордитесь своим участие в сериале «Тридцатилетние». С чем связаны такие отзывы и такие эмоции?
— «Тридцатилетние» — это одна из моих первых работ на телевидении, в сериалах. Я считаю, что она очень достойная, я ухватил какое-то правильное присутствие и в кадре, и в роли. Не то, что я ей горжусь, я ей доволен, считаю, что она удалась мне. У нас была очень хорошая компания, мы искренне старались показать качественную актерскую игру, и у нас все получилось. Все актеры работали добросовестно, и я получал удовольствие от работы в этом проекте
— Среди ваших главных ролей врачи, следователи, ученые. Приходилось ли специально готовиться к перевоплощению или вы «примеряли» роль сразу?
— Я не очень верю в слово перевоплощение, потому что персона остается персоной и не превращается, безусловно, в другого человека, иначе это был бы психиатрический диагноз. Если я и готовлюсь к роли, то, скорее, в отношении сбора необходимой информации. Чтобы сыграть достоверно следователя, я изучал делопроизводство и маленькие полицейские ритуалы, жаргон, и иногда это даже удается использовать. Для врача это нюансы его специализации. В этом в общем-то и заключается вся моя подготовка, а вот, какой будет мой персонаж, я никогда заранее не знаю. Я прихожу на площадку собой и уже в процессе пытаюсь что-то родить. Что рождено, всегда заметно отличается от того, что придумано. Я всегда радуюсь за себя и за коллег, если что-то рождается интересное и уникальное у нас в процессе игры
— Что может стать для вас причиной отказаться от роли или сценария?
— В первую очередь, это нехватка времени, если я не вписываюсь в график. А вот если сценарий мне не нравится и я не занят на данный момент в другом проекте, я все равно соглашаюсь на предложение, и всегда стараюсь сделать качественный продукт. Стараюсь не играть катастрофически роли, например, маньяков. Я не считаю, что актер защищен от роли, она может сыграть с ним злую шутку, а он этого даже не заметит. Движение актера к роли и движение роли к актеру оно взаимное, роль также проникает в актера, как и он в нее. Почему-то в русской традиции считается, что интереснее всего играть маньяков и сумасшедших, но я так не думаю, считаю это исключительной ерундой.
— Как вы считаете, должен ли актер привносить в персонажа свои личные ощущения, авторские реплики, отступая от задумки режиссера? И были ли у вас такие моменты в работе?
— Да, мне нравится привносить в текст роли что-то свое, если это не литературный текст, где надо придерживаться канона. В театре я, например, играю Островского, и он на момент написания своих пьес был очень современным автором, писал о насущном. Я считаю, что сейчас использовать что-то современное в его пьесах — это вполне адекватное решение. Когда у меня в комедии «Бешеные деньги» был текст о Суэцком перешейке, я использовал реплику: «Вот на Суэцком перешейке контейнеровоз застрял». И эта реплика имела большой отклик в зале, потому что контейнеровоз действительно там стоял. Через неделю я перестал так говорить, потому что понимал, что она работает только в тот момент, когда это происходит. В этом и есть современность. Был у меня эпизод, когда я параллельно играл в театре Оскара Уайльда в пьесе «Идеальный муж» и в Петербурге в детективном сериале следователя. В какой-то момент, во время сцены допроса, я вставил реплику Оскара Уайльда. А почему бы нет? Может, следователь на досуге почитывает серьезную литературу. Мой ход режиссеру понравился, и моя импровизация осталась в финальной версии кино.
— Помните, на что потратили свой первый гонорар и когда вас впервые узнали на улице?
— Нет, не помню, когда меня первый раз узнали на улице. Обычно это происходит, когда что-то идет по телевизору. Часто люди просто видят знакомое лицо и не понимают, откуда они знают этого человека. Наверное, меня немножко начали узнавать, когда на экраны вышли «Тридцатилетние», и это, конечно, было приятно. Хотя на тот момент мне было 35 лет, и я в силу своего солидного возраста отнесся к данному факту абсолютно спокойно, я был доволен, что это наконец-то произошло, потому что узнаваемость важна для актера. А вот на первый гонорар, если я не ошибаюсь, мы поехали в путешествие с семьей по Испании. Для меня самая лучшая трата денег — это путешествие.
— В каких проектах вы заняты сейчас и где в ближайшее время вас может увидеть зритель?
— Сразу несколько больших проектов, где я был занят, сейчас находятся в производстве, и зритель их совсем скоро увидит. Это историческая сага по роману Алексея Иванова «Сердце Парма», детектив «Такси под прикрытием» и военная картина про летчиков «Расправляя крылья». Сейчас я готовлюсь к работе над новым проектом.
— Вы актер, который держит в тайне свою личную жизнь. Считаете, что счастье любит тишину?
— Да, мне кажется, актер не должен раскрывать свою личную жизнь. В нем должна быть какая-то загадка. Раньше я немного позволял себе приоткрывать эту завесу и делился фото в Instagram, но сейчас я его не веду в связи с известными событиями. Решил закрыть свою страницу, так как считаю, что развлекательный контент в данной ситуации безнравственен. На мой взгляд, актер должен быть интересен на сцене и на экране, а не своей личной жизнью, потому что если ты выносишь хорошее, то, когда у тебя случится что-то плохое, дверь уже открыта и туда полезут.
— Для актеров очень ценно время, которое они проводят дома, с семьей. Как любите отдыхать, есть ли у вас увлечения, которые помогают восстанавливать силы после работы?
— Да, я согласен со Станиславским, который говорил, что актер должен успокаивать нервы дома, а не расстраивать их в кабаке, поэтому люблю проводить время с семьей, друзьями. Самый лучший отдых для меня — это путешествие. Очень люблю Южную Европу. По России я много езжу с гастролями, поэтому много вижу ее по работе. И сейчас самая большая для меня потеря — это ограничения в передвижениях по миру. На мой взгляд, счастье человека и его довольство жизнью складывается из путешествий, любви близких людей, востребованности и интереса в работе.
Досье:
Родился: 22 июня 1972 года в Москве
Образование: окончил школу-студию МХАТ
Семья: женат, есть дочь
Карьера: российский актер театра и кино. Снимается в кино с 1992 года. Известен по ролям в проектах «Тридцатилетние», «Серафима прекрасная», «Психология любви», «Бабочки и птицы», «Тест на беременность», «Заступники», «Соната для горничной» и другим.