Статья о методе воспитания, который разработала первая итальянская женщина-врач Мария Монтессори. Расскажу о сути метода и основных принципов заложенных в него.
Когда впервые сталкиваешься с методом, то сначала привлекает обстановка, идеи для занятий, натуральные материалы. Это откликается визуально и хочется, чтобы у твоего ребенка было так же.
Организация домашней среды и занятий самое легкое с чего начинается знакомство с этим методом. Но воспитание по Монтессори это не только привлекательная среда, это прежде всего ОТНОШЕНИЕ к ребенку.
Когда узнаешь больше об этом методе, то понимаешь, что это образ жизни.
Здесь ребенка воспринимают как отдельную личность, поощряют любопытство, поддерживают с позиции понимающего взрослого, принимают таким какой он есть.
Идея метода в том, чтобы:
- обеспечить наших детей необходимыми условиями для гармоничного развития
- наблюдать и вносить изменения в среду, если это необходимо
- позволять детям расти самостоятельно, согласно их темпу развития, без форсирования и навязывания.
Такой подход воспитывает в ребенке независимую личность. Представьте, что ребенок, это цветок, который растет самостоятельно, а задача взрослого ухаживать и создавать условия для роста.
Метод работает, если начинать с себя. Родители учатся наблюдать за ребенком без оценки, осуждения, без сравнения и стереотипов. Это помогает услышать ребенка, понять его потребности здесь и сейчас. Кажется, ничего сложного в наблюдении нет, но как показывает практика, не сразу получается замедлиться, настроиться с ребенком на одну волну и видеть факты без анализа. Это навык и его надо тренировать.
Какие основные принципы заложены в метод Монтессори?
Принцип наблюдения - основа метода, который подсказывает в каком сензитивном периоде находится ребенок. Это период восприимчивости к освоению какого-то навыка. Период имеет начало и конец, поэтому важно предоставить ребенку вовремя то, что будет помогать развивать этот навык. Важно помнить, что эти периоды заканчиваются и научить ребенка потом этому навыку будет сложнее.
Принцип подготовленной среды логично вытекает из первого. Понимая потребности ребенка, взрослые организуют привлекательное пространство в доме, чтобы дать детям свободу исследовать и изучать. Через подготовленную среду реализуются следующие два принципа.
Естественное желание учиться. Дети с рождения имеют внутреннюю мотивацию учиться, их не нужно направлять на изучение окружающего мира. Открытия, которые делают сами, вызывают восхищение и любовь к познанию.
Обучение на практике. Дети учатся через руки, поэтому в подготовленной среде так много тактильного материала.
Принцип индивидуального развития ребенка проходит красной линией через методику воспитания. Каждый ребенок обладает разным количеством энергии и уровнем концентрации. Одним надо больше наблюдать, другим двигаться и т.д. Поэтому важно принимать и поддерживать темп развития каждого ребенка.
Не стоит забывать, что у детей до 3 лет работает принцип бессознательного впитывающего разума. Это значит, что дети впитывают информацию, как губка, как положительный опыт, так и отрицательный. Примером для них в первую очередь являются родители.
Принцип свободы и ограничения состоит в том, что дети свободны в выборе до тех пор, пока это не мешает окружающим. Свобода, но в определенных границах.
Границы устанавливаются, исходя из принципа уважения. К ребенку относятся с уважением, как относились бы к взрослому человеку. И границы устанавливают с уважительной настойчивостью.
Помоги мне сделать это самому. Дети испытывают удовлетворение, когда делают что-то сами, вносят вклад и чувствуют себя частью семьи. Через независимость ребенок учится нести ответственность.
Если вам откликнулся этот подход, то погрузитесь в него глубже, изучите книги по теме, и будьте готовыми, что на практике это может отличаться от того, как воспитывали нас и как окружающие воспитывают своих детей. Но это уже отдельная тема для обсуждения.