Это статья для тех, кто хочет повысить уровень качества своего дизайна, улучшить конверсию сайта, показать визуально путь пользователя, сделать свой сайт удобным и понятным для пользователя. Поехали!
Эффект Зейгарник
Незавершенные задачи остаются в памяти человека дольше, чем завершенные.
Блюма Зейгарник. Доктор психологических наук, профессор и одна из создателей факультета психологии МГУ
Эксперимент
Испытуемым было предложено решить несколько задач за определенное количество времени. При этом, в процессе, часть испытуемых было прервано, со ссылкой на нехватку времени, на решении задачи.
После этого, Зейгарник просила перечислить задачи, которые запомнились испытуемым больше всего. Как оказалось, соотношение завершенных к незавершенным, сохранившихся в памяти задач, превысило более чем в 2 раза. Иными словами, почти в два раза больше задач, вспомнили те испытуемые, которых прервали.
По итогу экспериментов, Зейгарник установила, что у испытуемых возникал повышенный уровень эмоционального напряжения, в случае не завершения задачи. Т.е. они не получили психоэмоциональной разрядки в решении задачи.
В веб-дизайне
Возьмем корзину интернет-магазина. В большинстве сайтов, это отдельная страница, но некоторые сайты, делают корзину первым шагом в оформлении товара.
Таким образом, пользователь, решивший проверить корзину с покупками, вовлекается в процесс оформления покупки. Выйти со страницы = прервать задачу.
А это, исходя из экспериментов Зейгарник, остается в памяти надолго и направляет покупателя вернуться и завершить задачу.
Итог
Используйте шаги или иные индикаторы выполнения задач на сайте. Так, вы визуально укажете путь пользователя и сконцентрируете внимание на том, что задачу нужно завершить. Тем самым, вы повысите вероятность выполнения задачи, а с этим и конверсию сайта.
Закон Хика
Количество вариантов выбора влияет на время принятия решения.
Эксперимент
Перед испытуемыми поставили 10 ламп, а под пальцы 10 клавиш, чтобы исключить время на перемещение рук. Каждая клавиша соответствовала лампе. Лампы зажигались случайным образом, каждые 5 секунд, от 2 до 10 ламп.
Задачей испытуемых, было как можно быстрее нажать на клавиши, соответствующие лампам.
Итогом стало, то, что чем больше диапазон выбора клавиш и ламп, тем больше времени требовалось мозгу на обработку информации и принятия решения.
Таким образом, время реакции необходимое на завершение задачи пользователем пропорционально увеличивается с количеством доступных вариантов.
В веб-дизайне
Самый яркий пример в веб-дизайне, это выбор города из огромного количества вариантов. Пользователю известен выбор, но его еще нужно найти.
В данном случае, можно сузить круг поисков расставив города в алфавитном порядке. Можно добавить меню поиска по набранному варианту. А так же, учитывать, что основное большинство пользователей поступает из Москвы или Санкт-Петербурга (или указать иное место жительство целевой аудитории) и поставить эти города в самый верх.
Итог
При проектировании дизайна страниц, необходимо помнить о законе Хика. По возможности сокращать количество вариантов для выбора, или разбивать их по группам, а так же сортировать по алфавиту или по популярности.
Это поможет сделать взаимодействие с посетителем сайта более удобным и быстрым, а так же сократит количества нетерпеливых посетителей, покинувших сайт.
Эффект последовательного позиционирования
Этот эффект представляет собой запоминание пользователями первого и последнего элемента в списке.
Именно поэтому целесообразней отказываться от меню бургера и ставить в меню самые важные для пользователя действия в навигации.
Это поможет нам, добиться от пользователя прохождения пути пользователя в нужном порядке. И повысит конверсию сайта.
Эффект Ресторфф
Объект, выделяющийся из ряда однородных, запоминается лучше других.
Эксперимент
Хедвиг Фон Ресторфф провела серию экспериментов, в ходе которых было установлено, что человек больше запоминает тот объект, который выделяется визуально от остальных. Эту особенность человеческой памяти назвали «эффектом изоляции» больше известном как эффект Ресторфф.
Испытуемым показывали 10 небольших карточек поочередно в течении 1,5 секунд на карточку. На каждой карточке был изображен 1 объект. 9 из 10 карточек содержали схожие объекты, и на 1 был отличающийся от остальных объект (буквы-цифры, цифры-слог и пр.).
Затем испытуемых просили вспомнить все объекты и записать на листе бумаги. В итоге оказалось, что около 22% было вспомнено схожих объектов, и целых 70% из отличающихся.
В веб-дизайне
Эффект изоляции применим в дизайне в качестве ай-стоппера или иным выделяющим эффектом для объектов (тень, обводка, цвет, шрифт, размер, положение и пр.)
Это позволит сделать объект более заметным и запоминающимся.
Этот эффект следует применять взвешено и обдумано. В связи с ограниченностью рабочей памяти человека, необходимо помнить что, чем больше уделяется внимания одному объекту, тем меньше уделяется другому объекту. Если важны несколько объектов в одном месте и в одно время, то возможно не стоит визуально выделять какой-то один из них, чтобы не отнимать внимание у других.
Итог
Используйте этот эффект осторожно. Это позволит пользователям обратить внимание и запомнить необходимые нам объекты на сайте.
В том числе, позволит направить пользователя необходимым путем. Это сэкономит время и снизит усилия, на поиск и принятие оптимальных решений.
Закон якоба
Пользователи проводят большую часть времени на разных сайтах, поэтому хотят, чтобы ваш сайт работал так же, как другие.
Эксперимент
UX-эксперт при лаборатории взаимодействия и визуализации человека и компьютера Хайфского университета, провел эксперимент в котором попросил 130 человек выполнить два простых задания:
1. Набрать номер телефона из 10 цифр используя стандартную раскладку смартфона, в которой цифры расположены по строкам, как на большинстве смартфонов.
2. Набрать этот же номер телефона на измененной раскладке смартфона, цифры расположены по столбцам, как не делает никто из производителей смартфонов.
При этом происходила фиксация времени затраченое на выполнение задачи: от первого соприкосновения с клавишей и до нажатия кнопки «вызов», в том числе фиксировались нажания на кнопку «удалить».
В ходе эксперимента выяснилось, что набор номера на нестандартной клавиатуре занимает на 46% больше времени, чем набор того же номера на привычной стандартной клавиатуре. На нестандартной клавиатуре, возросло количество кликов по кнопке «удалить», это указывает на возрастание количества ошибок. Хотя номер не отличался.
В веб-дизайне
Пользователи посещают достаточно много сайтов, и у них уже есть опыт их использования, они предполагают, как и что на сайте должно работать, и действуют интуитивно.
Другими словами, если на вашем сайте привычные дизайн решения, то вероятно, посетитель который зашел на ваш сайт, даже впервые, быстро разберется как им пользоваться. И вместо того, чтобы тратить время на обучение пользования сайтом, посетитель сразу приступит к выполнению целевого действия.
В основном цель сайтов, это получение прибыли, а не попадание в музей современного дизайн-искусства. Именно поэтому, все новые "фишечки" необходимо использовать с осторожностью.
Итог
О законе Якоба необходимо помнить при проектировании дизайна страниц веб-сайтов. По возможности, используйте привычные дизайн-решения, и избегайте излишнего «креатива».
Это поможет улучшить скорость восприятия посетителями вашего сайта, и снизит негативный пользовательский опыт в целом, а также сократит количество ошибок в использовании сайта.
Надеюсь моя статья была Вам полезна. Заглядывайте ко мне почаще.
Хорошего дня!
#веб дизайн #ui ux #повышение конверсии #качество