Подобно Островскому, Римский-Корсаков считал "Снегурочку" своим лучшим произведением.
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908), окончив - по семейным стопам - Морской кадетский корпус, десять лет совмещал службу на флоте со служением музам. Но в 1873 году всё же оставил флот ради должности профессора Петербургской консерватории.
В 1880 году он перечитал «Снегурочку» Островского, и на этот раз пьеса его захватила. Написав за короткое северное лето оперу, в конце марта 1881 он завершил оркестровку. Композитор всегда обращался к народной музыке в своём творчестве, поэтому «тяготение к древнерусскому фольклору и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем».
Премьера 1882 года в императорском Мариинском театре принесла композитору скорее разочарование. Дирижёр театра Направник оперу сильно урезал, а после премьеры он назвал успех её «сомнительным». Хотя галёрка не раз бисировала номера - третью песню Леля, каватину Берендея - сверкающий роскошью партер был прохладен. Исполнение в целом было удачным, но композитор никак не мог примириться с купюрами, заметно исказившими оперу.
«Что делать! Приходилось терпеть… Наконец, где же в другом месте опера может быть еще поставлена, как не на императорском театре?» - писал он.
Рекордная стоимость оформления пошла, скорее, во вред. Роскошь костюмов, заказанных в Париже, их смешанный стиль - от русской шубы до греческой туники и скифских шапок — никак не вязались с тонкой поэзией и лиризмом сказки Островского. Они совершенно потерялись и не были замечены критиками, даже доброжелательными. Этому способствовало то обстоятельство, что в те времена театр считался делом исключительно развлекательным.Сценическое оформление застряло в былой эпохе романтизма, где сюжеты часто были искусственными, с яркими декорациями, красочными костюмами и чарующими танцами. Постановщики стремились создать фееричное зрелище, чему помогали чудеса сценической машинерии. Императорский театр не обращался к жизни, он был то, что сейчас называется «шоу».
И мало кто задумывался, что сюжеты порою нелепы, а декорации крикливы. За стенами театра была уже другая эпоха искусства, поэтому в конце XIX века театр покидали передовые художники, уходившие в живопись реализма.
Но вскоре на вопрос «где же в другом месте опера может быть еще поставлена» пришёл ответ. В марте 1882 года была объявлена задержавшаяся из-за трагической гибели императора Александра II Театральная реформа. Среди прочих преобразований реформа лишила императорские театры монополии в обеих столицах. И вот в 1885 году в Москве открыла свой первый сезон частная опера С. И. Мамонтова.
Савва Иванович был крупнейшим пайщиком строительства железной дороги в Архангельск и известным меценатом. Он с юности серьёзно увлекался театром. Эстетические устремления, личная притягательность и, конечно же, немалые средства, собрали вокруг Мамонтова сообщество художников и артистов, которое мы знаем как «абрамцевский кружок» - по имени его подмосковной усадьбы Абрамцево, где теперь интереснейший музей. Все эти люди - Поленовы, Репин, Серов, Коровин, Врубель, Нестров, Васнецов, Праховы - были увлечены древним русским искусством и замечательно интерпретировали его.
В первый же сезон частная опера поставила «Снегурочку», и не случайно. На Рождество 1881 года в доме Мамонтова уже ставили пьесу «Снегурочка» Островского, и постановка вызвала фурор в московских художественных кругах. Об этом воодушевлении и общем подъеме Репин с удовольствием писал в Петербург Стасову:
«Не могу не поделиться с Вами одной новостью: здесь у С.И. Мамонтова затеяли разыграть «Снегурочку» Островского. Васнецов сделал для костюмов рисунки; он сделал такие великолепные типы, просто восторг!!! Мне казалось бы, этими рисунками надо воспользоваться для оперы Римского-Корсакова. Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто chef-d'oeuvre. Если к опере «Снегурочка» не сделаны костюмы, то уведомьте меня поскорее, и мы вышлем Вам эту дивную коллекцию... »
Савва Иванович, как и впоследствии Дягилев, был талантливым режиссёром. Кроме того, говорил В. Д. Поленов, он умел «вызывать художественный подъем». Мамонтов исповедовал передовые сценические идеи, когда художник-декоратор воплощал в зрительном образе среду, эмоционально созвучную действию, тонко передавая в зал атмосферу спектакля, содействуя тексту и музыке и дополняя их. Как считается, именно в опытах живописцев частной оперы С.И. Мамонтова зародилось привнесение эстетического начала в оформление сцены.
К премьере 1885 года Васнецов создал комплект нежных акварелей с эскизами костюмов и декораций, в которых не было ничего пышного и бутафорского. В них была легко и ясно выражена идея «весенней сказки» Островского, нашедшая убедительное воплощение в опере Римского-Корсакова. Среди поэтических декораций Васнецова жили своею особой, сказочной, детски непосредственной и гармонически красивой жизнью все участники народного весеннего действия.
Декорации по его эскизам выполнили молодые И.И. Левитан и К.А. Коровин; последний с годами стал всемирно известным мастером театральной декорации.
Хотя опера шла без сокращений, Римский-Корсаков на премьеру не приехал. Полагают, что он слышал о слабости оркестра и хора, которым Мамонтов уделял гораздо меньше внимания.
Оценки прессы были, как всегда разнообразны - от консервативных, до очень тёплых. Но в целом хочется привести слова академика Грабаря:
«Васнецов своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. В моду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали там старинную резьбу, набойки и вышивки».
Именно глубокое понимание истоков и идей народного творчества привело к тому, что созданный Васнецовым в 1899 образ Снегурочки стал, самым востребованным. Таким вот долгим путём шёл к нам этот новогодний теперь образ, который восхищает детей на праздничных представлениях.
Ранее мы рассказывали о Снегурочке в статьях:
Снегурочка, Островский, пароход
Снегурочка в советских открытках
Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать хорошее настроение.
Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.