Найти тему

Как железная дорога спасла "Снегурочку"

Подобно Островскому, Римский-Корсаков считал "Снегурочку" своим лучшим произведением.

Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908), окончив - по семейным стопам - Морской кадетский корпус, десять лет совмещал службу на флоте со служением музам. Но в 1873 году всё же оставил флот ради должности профессора Петербургской консерватории.

В 1880 году он перечитал «Снегурочку» Островского, и на этот раз пьеса его захватила. Написав за короткое северное лето оперу, в конце марта 1881 он завершил оркестровку. Композитор всегда обращался к народной музыке в своём творчестве, поэтому «тяготение к древнерусскому фольклору и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем».

И. Е. Репин  Портрет Н.А. Римского-Корсакова 1893 rusmuseumvrm.ru
И. Е. Репин Портрет Н.А. Римского-Корсакова 1893 rusmuseumvrm.ru

Премьера 1882 года в императорском Мариинском театре принесла композитору скорее разочарование. Дирижёр театра Направник оперу сильно урезал, а после премьеры он назвал успех её «сомнительным». Хотя галёрка не раз бисировала номера - третью песню Леля, каватину Берендея - сверкающий роскошью партер был прохладен. Исполнение в целом было удачным, но композитор никак не мог примириться с купюрами, заметно исказившими оперу.

«Что делать! Приходилось терпеть… Наконец, где же в другом месте опера может быть еще поставлена, как не на императорском театре?» - писал он.

Рекордная стоимость оформления пошла, скорее, во вред. Роскошь костюмов, заказанных в Париже, их смешанный стиль - от русской шубы до греческой туники и скифских шапок — никак не вязались с тонкой поэзией и лиризмом сказки Островского. Они совершенно потерялись и не были замечены критиками, даже доброжелательными. Этому способствовало то обстоятельство, что в те времена театр считался делом исключительно развлекательным.Сценическое оформление застряло в былой эпохе романтизма, где сюжеты часто были искусственными, с яркими декорациями, красочными костюмами и чарующими танцами. Постановщики стремились создать фееричное зрелище, чему помогали чудеса сценической машинерии. Императорский театр не обращался к жизни, он был то, что сейчас называется «шоу».

Михаил Клодт. Эскизы костюмов для Весны, Бобылихи, Воина из свиты Царя. 1881
Михаил Клодт. Эскизы костюмов для Весны, Бобылихи, Воина из свиты Царя. 1881

И мало кто задумывался, что сюжеты порою нелепы, а декорации крикливы. За стенами театра была уже другая эпоха искусства, поэтому в конце XIX века театр покидали передовые художники, уходившие в живопись реализма.

Но вскоре на вопрос «где же в другом месте опера может быть еще поставлена» пришёл ответ. В марте 1882 года была объявлена задержавшаяся из-за трагической гибели императора Александра II Театральная реформа. Среди прочих преобразований реформа лишила императорские театры монополии в обеих столицах. И вот в 1885 году в Москве открыла свой первый сезон частная опера С. И. Мамонтова.

И.Е. Репин  Портрет С. И. Мамонтова 1878  Музей Абрамцево
И.Е. Репин Портрет С. И. Мамонтова 1878 Музей Абрамцево

Савва Иванович был крупнейшим пайщиком строительства железной дороги в Архангельск и известным меценатом. Он с юности серьёзно увлекался театром. Эстетические устремления, личная притягательность и, конечно же, немалые средства, собрали вокруг Мамонтова сообщество художников и артистов, которое мы знаем как «абрамцевский кружок» - по имени его подмосковной усадьбы Абрамцево, где теперь интереснейший музей. Все эти люди - Поленовы, Репин, Серов, Коровин, Врубель, Нестров, Васнецов, Праховы - были увлечены древним русским искусством и замечательно интерпретировали его.

В.М. Васнецов Улица слободки Берендеевки. Эскиз декорации. Акварель, гуашь. 1885 ГТГ
В.М. Васнецов Улица слободки Берендеевки. Эскиз декорации. Акварель, гуашь. 1885 ГТГ

В первый же сезон частная опера поставила «Снегурочку», и не случайно. На Рождество 1881 года в доме Мамонтова уже ставили пьесу «Снегурочка» Островского, и постановка вызвала фурор в московских художественных кругах. Об этом воодушевлении и общем подъеме Репин с удовольствием писал в Петербург Стасову:

«Не могу не поделиться с Вами одной новостью: здесь у С.И. Мамонтова затеяли разыграть «Снегурочку» Островского. Васнецов сделал для костюмов рисунки; он сделал такие великолепные типы, просто восторг!!! Мне казалось бы, этими рисунками надо воспользоваться для оперы Римского-Корсакова. Я уверен, что никто там у вас не сделает ничего подобного. Это просто chef-d'oeuvre. Если к опере «Снегурочка» не сделаны костюмы, то уведомьте меня поскорее, и мы вышлем Вам эту дивную коллекцию... »
Пролог. Эскиз декорации к весенней сказке А.Н.Островского «Снегурочка».  1881  Бумага, акварель, белила. Музей-заповедник «Абрамцево» www.arthive.ru
Пролог. Эскиз декорации к весенней сказке А.Н.Островского «Снегурочка». 1881 Бумага, акварель, белила. Музей-заповедник «Абрамцево» www.arthive.ru
В.М. Васнецов. Снегурочка и Лель. Эскиз к опере 1885
В.М. Васнецов. Снегурочка и Лель. Эскиз к опере 1885

Савва Иванович, как и впоследствии Дягилев, был талантливым режиссёром. Кроме того, говорил В. Д. Поленов, он умел «вызывать художественный подъем». Мамонтов исповедовал передовые сценические идеи, когда художник-декоратор воплощал в зрительном образе среду, эмоционально созвучную действию, тонко передавая в зал атмосферу спектакля, содействуя тексту и музыке и дополняя их. Как считается, именно в опытах живописцев частной оперы С.И. Мамонтова зародилось привнесение эстетического начала в оформление сцены.

Премудрый царь Берендей 1885  Акварель
Премудрый царь Берендей 1885 Акварель

К премьере 1885 года Васнецов создал комплект нежных акварелей с эскизами костюмов и декораций, в которых не было ничего пышного и бутафорского. В них была легко и ясно выражена идея «весенней сказки» Островского, нашедшая убедительное воплощение в опере Римского-Корсакова. Среди поэтических декораций Васнецова жили своею особой, сказочной, детски непосредственной и гармонически красивой жизнью все участники народного весеннего действия.

Декорации по его эскизам выполнили молодые И.И. Левитан и К.А. Коровин; последний с годами стал всемирно известным мастером театральной декорации.

Хотя опера шла без сокращений, Римский-Корсаков на премьеру не приехал. Полагают, что он слышал о слабости оркестра и хора, которым Мамонтов уделял гораздо меньше внимания.

М.В. Васнецов Палаты Берендея 1885 vasnecov.ru
М.В. Васнецов Палаты Берендея 1885 vasnecov.ru

Оценки прессы были, как всегда разнообразны - от консервативных, до очень тёплых. Но в целом хочется привести слова академика Грабаря:

«Васнецов своей постановкой «Снегурочки» в половине восьмидесятых годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. В моду стал входить русский узор, кустарные изделия; молодые художники целые дни просиживали в Историческом музее и усердно изучали там старинную резьбу, набойки и вышивки».
М.В. Васнецов Снегурочка 1899
М.В. Васнецов Снегурочка 1899

Именно глубокое понимание истоков и идей народного творчества привело к тому, что созданный Васнецовым в 1899 образ Снегурочки стал, самым востребованным. Таким вот долгим путём шёл к нам этот новогодний теперь образ, который восхищает детей на праздничных представлениях.

Ранее мы рассказывали о Снегурочке в статьях:

Куда ведут следы Снегурочки?

Снегурочка, Островский, пароход

Снегурочка в советских открытках

Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать хорошее настроение.

Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.