С древнейших времен в фокус художников попадал человек, во всех его состояниях, в том числе, в период недугов и избавления от таковых. Древнеегипетские и античные произведения в большом числе демонстрируют нам не только примеры болезней, но и тех, кто искусно, либо не столь успешно, врачевал раны и обессиленные организмы наших далеких предков. Здесь же и изображения полезных обычаев того времени, делавших тела более здоровыми – термы, спорт, диеты и пр.
Несколько сложнее стало художникам в период средневековья. Существовавшие табу на фиксацию человеческого тела, общий уровень развития медицины, не позволили в начальный период столь же четко фиксировать «медицинские аспекты» жизни. В основном, это были сюжеты, касавшиеся религиозной жизни. Зато эпоха Возрождения явила немало примеров, в которых была запечатлена медицина. Картины Иеронима Босха, Альбрехта Дюрера, Лукаса ван Лейдена, творения Микеланджело и Караваджо... В то же время, проявляется и особый интерес к анатомии человека, и созданные в это время медицинские труды содержат в себе рисунки, не уступающие порой творениям не самых последних художников. Период XVII – XVIII веков изобилует не только образами больных, но и известных врачей того времени – «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрндта Харменса ванн Рейна и другие. Хотя, попадаются и произведения, в которых высмеиваются шарлатаны, как, к примеру «Зубодер-шарлатан» Караваджо.
XIX век отличается смешением сюжетов. Здесь и взаимодействие больного и врача, вплоть до романтических сюжетов, интимные стороны болезни и выздоровления, как на картине Карла Улофа
Ларссона «Выздоровление», метафизические смыслы жизни человека открывает Энрике Симоне Ломбардо в картине «У нее было сердце». Но, следует отметить стремление к изображению индивидуальностей – Антуан–Жан Гро показывает нам посещение Наполеоном жертв чумы в Яффе, Роберт Каннах останавливается на личности Уильяма Гарвея, Альберт Эдельфельт показывает работу великого Луи Пастера. XX век стал еще более эклектичным. Все больше образов, и человек предстает машиной, которую надо починить, как повествует нам Хосе Перес в картине «Операция» или хрупкое создание, как представляет Фрида Кало в «Сломанной колонне». Немало и традиционных портретов, сюжетов, дорогих и знакомых нам, как в случае с картиной А.И. Локтионова «После операции», которая запечатлела для нас образы таких великих медиков, как С.С.Юдин, Д.А. Арапов. Тем и привлекательны картины, посвященные в той или иной степени медицине, так как они фиксируют срез эпохи, людей (врачей и их пациентов) в повседневной жизни и во время испытаний, серьезно и шутя, но неизменно – от души и талантливо.