Найти тему
Рэй Демиан

#2 Что такое сознание? и при чем тут Лейбниц

В предыдущем посте, где речь шла о сознании как био интерфейсе мозга, я использовал редкий термин "предустановленная гармония". Придумал его не я, а философ Лейбниц. Триста лет назад он пробовал понять, как связаны душа и тело.

Тогда еще не было интернета и всем казалось, что душа нематериальна. Однако были дофига ученые, которым надо было объяснить – как душа управляет телом, которое материально ? Ибо это звучит как парадокс, нечто импосибл.

Лейбниц предположил, что сознание и тело – две разных субстанции, которые вообще не связаны. Они не действуют друг на друга. Но при этом между ними есть функция.. предустановленной гармонии: точное совпадение всех действий. Постоянное.

Так совпало: я хотел это напечатать для вас, а мои руки взяли и напечатали. Лейбниц предполагал, что эту гармонию запустил бог*. Завел как часы мысли душ и акты тел, синхронно, поэтому теперь они совпадают.

* работа идеи [бог] приостановлена на территории sci-fi республик
* работа идеи [бог] приостановлена на территории sci-fi республик

Я думаю, эта механика совпадения, если мы слегка изменим идею, зайдет, чтобы понять о сознании кое что магическое. Поехали

Когда печатаю этот текст, мой мозг создает две модели разом:

  1. зрительный образ моих рук на клавиатуре, как я их вижу
  2. тактильные ощущения от пальцев на кнопках

С этим вроде ясно, идём дальше. Между тактильным давлением (на руку) и зрительным образом (моей руки) возникает гармония: словно это одно и то же, один объект.

  Тактильные ощущения идут от рецепторов на коже, а визуальные от рецепторов глаза
Тактильные ощущения идут от рецепторов на коже, а визуальные от рецепторов глаза

Сознание сводит две модели так, что мне кажется:

я прикасаюсь к тем самым клавишам, которые вижу, нажимаю на них. Как будто я и делаю движения в этом визуальном поле, это мир in reality.

На самом деле то, что я вижу – это не реальный мир, а созданная миллионами живых нейронов визуальная симуляция, которая умело моделирует внешний физический мир. Симуляция всего лишь отображает его, воспроизводит на основе сенсорных данных.

-4

А если я своей ладонью закрою кнопки, они останутся там в таком же виде? Ответ: нет. Они такие, пока я смотрю. Сами по себе там бесцветные атомы. Эти атомы останутся в том же месте, но никак не будут выглядеть. Да, цветная реальность исчезает, когда вы отворачиваетесь. Она не прогружается.

-5

Эта симуляция развилась с эволюцией: спелый фрукт удалось сцапать тем, чей мозг стал моделировать фрукты красным, а листья зеленым. Мозг натянул эту цветную модель как карту на тот темный мир, в котором живет и бегает тело.

Прото-обезьяны, которые видели только формы вещей, но не цвета, стали недоедать и кончились. Ибо наша стая смоделировала фрукты цветными и тиснула их. Цвета нереальны, но согласованы с вещами, с волнами фотонов и еще с тактильным ощущением от вещей, когда их трогаешь:

это гармония моделей внутри био интерфейса

Печатая, вижу свои руки. В мозговой симуляции. Но нажимаю на кнопки не в ней. А где? В физической мире! Там только атомы, и ничего никак не выглядит, цветов и форм нет, птицы не поют.

Я вижу клавиатуру нейронами в своей голове, симуляция расположена в мозге. А на кнопки жму не в мозге, но в реальном мире. Логично? Да, иначе бы они не нажались.

-6

Похоже на то, когда листаешь экран телефона, ты скролишь не страницу или текст. Это сенсор телефона чекает движения пальца и сияет пикселями текста в нужном месте. Твои пальцы не толкают текст, это совпадение. Оно задизайнено благодаря интерфейсу OS.

С сознанием похоже: оно согласовывает сотни таких процессов и моделей, которые не действуют друг на друга. Так, словно действуют. Соединяет визуальное цветное полотно и слепую карту тактильных ощущений , чтоб мы cмогли управляться с вещами