Найти в Дзене

Винтовка системы Крнка обр. 1869 года на межрегиональной выставке «Указом Петра Великого…» в Тульском музее оружия.

Мы продолжаем серию рассказов об экспонатах межрегиональной выставки «Указом Петра Великого…», приуроченной к 350-летию российского императора. Проект посвящен истории создания Петром Великим Тульского оружейного завода и развития в Туле военной промышленности на протяжении трех столетий и создан при поддержке Министерства культуры России, Губернатора Тульской области А.Г. Дюмина и Правительства Тульской области.

Ранее мы рассказывали о винтовке системы Терри-Нормана, положившей начало массовому перевооружению российской армии казнозарядным стрелковым оружием на рубеже 60 – 70 годов XIX века. Сегодня пойдет речь о винтовке системы Крнка, принятой на вооружение в 1869 году, ставшей на последующее десятилетие основной для российских войск.

За короткий период с 1866 по 1869 годы помимо указанных выше систем на вооружение российской армии было принято еще два образца казнозарядных винтовок – Карле и Бердана №1, а к 1870 году и Бердана №2. Из-за этого данный эпизод в российской истории нередко именуется «ружейной драмой». Создается впечатление о некой растерянности высшего руководства страны при определении дальнейшего пути развития отечественного стрелкового оружия. Но представление это в корне неверное.

С самого начала так называемой «ружейной драмы» была четко поставлена задача: разработать малокалиберную винтовку казнозарядного типа под металлической патрон для армии, которая бы не только отвечала актуальным военным потребностям, но и обеспечивала возможность ее массового производства и патронов к ней на отечественных заводах.

Первые модели оружия, заряжаемого с казенной части ствола, были известны с давних времен. Однако для их массового изготовления была необходима точная и тщательная подгонка каждой детали, которую могло обеспечить только высокотехнологичное производство. Завершение промышленного переворота ознаменовало собой начало качественно нового этапа в развитии технологии производства оружия.Происходит постепенный переход к машинному производству с использованием сложных станков. Это позволило оружейникам наладить массовое производство казнозарядного оружия и металлических боеприпасов.

Однако задача эта осложнялась несколькими факторами. Во-первых, многочисленностью российской армии, которую в кратчайшие сроки снарядить новой военной техникой было невозможно, особенно если учесть огромную протяженность границ Российской империи. Во-вторых, сложной политической обстановкой в Европе, в которой на протяжении 60-х годов XIX века продолжались войны. В-третьих, потребностью обновить материально-техническую базу отечественных заводов, в том числе и Тульского оружейного, для выпуска нового оружия. И наконец, производства металлических патронов в России не существовало и его приходилось разворачивать фактически с нуля.

-2

В таких обстоятельствах было принято решение создать некий «промежуточный» удешевленный вариант казнозарядной винтовки и начать его скорейшее производство до выработки подходящего малокалиберного образца. Для достижения этой цели начинается конверсия, то есть переделка огромного запаса 6-линейных дульнозарядных винтовок в казнозарядные. Такая конверсия совершалась и ранее. Так, в первой трети XIX века все европейские страны, в том числе и Россия, массово переделывали образцы стрелкового оружия из ударно-кремневого типа в капсюльное.

В 1867 году полковник лейб-гвардии уланского полка Т.Ф. Ган доставил в Россию из Австро-Венгрии винтовку Сильвестра Крнка. Эта система оказалась подходящей для ускоренной переделки отечественных дульнозарядных винтовок. Последующие испытания системы Крнка показали удовлетворительные результаты, однако введение ее в войска было затруднено необходимостью организации производства патронов с металлической гильзой.

Параллельно проходили испытания винтовки отечественного конструктора лейтенанта Н.М. Баранова. Она также допускала переделку 6-линейных дульнозарядных винтовок в казнозарядные, причем ствол, ложа, штык и замок оставались прежние, ставилась лишь новая ствольная коробка с затвором и переделывалась казенная часть ствола.

-3

После проведенных сравнительных испытаний винтовок Крнка и Баранова 18 марта 1869 года император Александр II утвердил систему «оружейного мастера Крынка» для переделки 6-линейных дульнозарядных винтовок. Затвор данной системы оказался проще и дешевле в изготовлении, чем производство винтовок конструкции Баранова.

Император также отдал распоряжение «допускать как в самом ружье, так и в патроне и принадлежности, те изменения в подробностях, которые будут признаны необходимыми, для улучшения этого оружия, главною распорядительною комиссиею по перевооружению армии». Начиная с 26 марта 1869 года, в течение следующих двух лет комиссия проводила опыты по доработке системы Крнка. Рассмотренные вопросы касались двух основных проблем: изменений в деталях самой винтовки и ее принадлежностей и конструкции патрона к ней, из которой последняя была наиболее значимой.

В итоге к винтовке Крнка было принято два боеприпаса: патрон с составной латунной гильзой с внутренней чашечкой и патрон с цельнотянутой гильзой, созданный на базе 4,2-линейного патрона к винтовке Бердана образца 1870 года.

-4

Переделка винтовок по системе Крнка была налажена на всех отечественных заводов — Тульском, Ижевском и Сестрорецком, однако именно первенец отечественной оборонной промышленности держал лидерство по количеству поставляемых в войска образцов. Также винтовку Крнка производили у частных фабрикантов в Петербурге, Либаве и Киеве. Вскоре все винтовки 6-линейного калибра, имевшие годные стволы, были переделаны по системе Крнка.

К 1872 году на вооружение российской армии состояло порядка 810 тысяч единиц данного оружия. Это позволило в кратчайшие сроки обеспечить войска современной казнозарядной винтовкой под металлический патрон.