Моцарт попадает в рай, Бог приветствует его и говорит:
«Ты очень талантлив и я предлагаю тебе
место капельмейстера божественного оркестра!
Моцарт: «Спасибо! Это большая честь для меня, но как же Бах?
Бог: Я Бах!
Есть 99% музыки которую слушают люди на планете и есть Бах… и это другое! Смею утверждать это не только как бывший преподаватель консерватории, но и как духовный искатель эзотерик с большим стажем.
Чтобы понять различие между музыкой к которой мы привыкли и музыкой Баха нужно немного теории. Музыка вообще бывает разной по строению, но в целом ее можно разделить на полифоническую и гомофонно-гармоническую.
Все что вы слышите вокруг – радио, рок, поп, большинство известных классических произведений – это гомофонно-гармоническая фактура, а если проще – мелодия и аккорды. Для простых дворовых песен достаточно порой трех аккордов и незамысловатой мелодии, для симфонической поэмы много больше аккордов и разных мелодий, но принцип тот же. Вы все еще можете напеть мотивчики.
Другое дело полифония! Вот ее напеть не получится, вернее получится первые несколько секунд, а дальше все становится крайне непонятно. Мелодия прыгает по фактуре, исчезает из верхнего голоса и появляется в средних, нижних. Много нот, голосов звучат одновременно, но все они все время как бы меняются функциями, становятся то главными, то второстепенно – поддерживающими, то вовсе исчезают и появляются вновь в первозданном или измененном виде!
Надо сказать, что полифония как жанр безусловно не началась и не закончилась на Иоганне Себастьяне Бахе. Первые образцы такого подхода в музыке были еще в IX, веке, а также существует большое количество примеров этой техники и во всей музыкальной истории после Баха. Однако вершиной развития полифонии безусловно можно считать именно Иоганна Себастьяна и его известный цикл произведений «Хорошо темперированный клавир».
Цель же моей статьи не рассказать сухую теорию из консерваторской библиотеки, но взглянуть на явление полифонии глазами философа - эзотерика.
Вы никогда не задумывались кто такие герои? Кого мы вообще в глубине нашей души считаем героями? Человек закрывший своим телом пулемет, офицер спасший ценой своей жизни солдат – срочников, мать пожертвовавшая своей жизнью ради своего ребенка, бизнесмен отдавший все свое состояние сиротам – что объединяет этих людей?
Самоотверженность!
Герои не ассоциируют себя со своим телом, со своим Эго! Герои своим поступком демонстрируют единство интересов мира и собственных интересов, неотделимость себя от мира. Они как бы говорят нам – я и мир – это одно и то же! И это именно то, что транслирует в сущности любое духовное учение – единство всего сущего!
Но вернемся к полифонии! Что же тогда такое наша музыка, те наши приятные мотивчики, которые мы любим напевать с точки зрения понимания единства мира?
Гомофонно – гармоническая музыка – это музыка того самого Эго, которое чувствует себя отделённой от мира. Вот есть я – мелодия, я красивая и складная, а есть мир – гармония (аккорды), которые подстраиваются под меня или не подстраиваются. Хорошо если подстраивается, тогда я, мелодия, счастливая и довольная как у Моцарта или Штрауса. Хуже, когда не подстраивается или не соответствует моим ожиданиям, тогда я грустная и тоскливая как у романтиков 19 века.
Заметьте, многие классические произведения 20 ого века (Шостакович, Шнитке, Шомберг и т. д.) это как раз жуткий диссонанс этой самой мелодии и гармонии вокруг нее. Мелодия как бы все время жалуется на искаженный негармоничный мир, а мир в упор не замечает мелодию. Не кажется ли вам, что это всего лишь отражение всего того, что мы наблюдали в 20 веке в истории человечества?
Так что же тогда такое Бах?
У Баха нет отделенности! Бах – это трансляция многомерности, целостности и единства всего сущего. Это музыкальное воплощение всех эзотерических, философских и религиозных учений в музыке!
Его пятиголосные фуги говорят нам – нет никакого эго, нет никакого я без связи с творцом и со всем сущим! Его мелодия рождается и быстро умирает, чтобы воплотится через несколько тактов в другом голосе, в другой жизни, снова прозвучать и снова оказаться в другом измерении. Всё это вместе создает божественную ткань, которая невероятно гармонична но абсолютно лишена эгоизма отдельной мелодии.
Бах – это музыка будущего, музыка социума в его божественном идеале сотворчества, то к чему подсознательно стремится любая душа, музыка героя, постоянно отдающего себя миру и тем самым постоянно обретающего нового целостного себя.
Не случайно Иоганн Себастьян писал в основном религиозную музыку и каждое даже самое маленькое произведение всегда посвящал Творцу!
P. S. Как же нам простым смертным поможет вся эта информация? Я рекомендую читателям слушать "Хорошо Темперированный Клавир" Баха в исполнении Святослава Рихтера (исполнитель имеет значение и это лучший). Эта музыка не просто гармонизирует, как и многая хорошая музыка, но возвращает целостность понимания себя в этом мире на уровне вибраций.
Из состояния целостности и связи с творцом вы легко можете принять правильное решение там, где оно не очевидно разуму.
Просто послушайте музыку и спросите своё тело интересующий вас вопрос. Расслабьтесь и прочувствуйте варианты ответов в области груди. Там где вы почувствуете вдохновение и блаженство - там и решение, даже, если с точки зрения разума оно кажется странным. Попробуйте и напишите мне ваши результаты;)