Прочитал в нижнеингашской районной газете "Победа" статью "Действовать вместе - значит помогать друг другу" и, не согласившись с авторами - председателем правления общества "Нижнеингашские любители спортивной охоты" Э. Свиридовым и госохотинспектором И. Авсиевичем, решил высказать своё мнение по данной теме.
В статье поднимается вопрос о необходимости каждому охотнику иметь путёвки на право охоты во всех охотничьих хозяйствах. Это точка зрения авторов, которую они обосновывают так: передвигаясь по автомобильной дороге к месту охоты, иногда приходится пересекать границы иных охотничьих хозяйств, нахождение в которых при отсутствии документа на право охоты влечёт административную ответственность.
Считаю эти требования неправомерными. Тема эта очень объёмная, но я хочу её осветить лишь в части передвижения по автодороге на автомобильном транспорте к месту охоты.
Действительно, если читать федеральный закон N 209-ФЗ от 24.07.2009 года "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правила охоты, утверждённые приказом N 477 министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.07.2020 года, в них мы найдём, что под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (статья 1 закона N 209-ФЗ).
В соответствие с пунктом 2 статьи 57 того же закона к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Из выше сказанного следует, что сам факт нахождения в охотничьих угодьях с оружием приравнивается к охоте. И не важно, зачехлено ли оружие, находится ли оно в разряженном состоянии. Также в законе не оговаривается - оружие перевозится в транспортном средстве или переносится охотником во время пешего движения по автомобильной дороге.
К сожалению, именно такая практика сложилась не только на территории нашего района, но и в России в целом. Охотники сталкиваются повсеместно с этими проблемами лишь там, где закон трактуется для целей статистики. Ведь ни для кого не секрет, что показателем в работе госохотинспектора является количество выявленных правонарушений среди охотников.
Останавливая транспортное средство на автодороге общего пользования для проверки, госохотинспектор понимает, что территория охотугодий, через которую проходит дорога, включает в себя и часть этой дороги, и каких-либо соглашений и договоров об использовании этой дороги у охотхозяйства не имеется.
В этот момент, видимо, забывается, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Эти обязательства прописаны в статье 24.1 КоАП РФ. В обязательном порядке подлежит выяснению виновность лица. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно ранее упомянутой статье 1 федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2009 года под охотой понимается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. В соответствии с пунктом 2 статьи 57 этого же закона к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Из смысла данных статей не следует, что перемещение охотника по автомобильной дороге к месту охоты в смежные территории пешим порядком либо на автомашине является охотой. Передвигаясь по автодороге общего пользования, необходимо помнить о том, что оружие должно быть зачехлено и в обязательном порядке разряжено. В противном случае на охотника распространяются правила оборота гражданского и служебного оружия.
Кроме этого, необходимо помнить, что охотничьи угодья - это территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства для пользования объектами животного мира, находящихся в естественной среде обитания.
Закон "О животном мире" даёт понятие среде обитания животных - это природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (статья 1). То есть "природная среда" рассматривается как совокупность естественных природных систем и комплексов, которая и предназначена для обитания объектов животного мира.
Из приведённых доводов следует, что автомобильная дорога как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, не может рассматриваться как территория, на которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы, а значит, не может являться охотничьими угодьями. Вышеназванные статьи распространяют своё действие в случае нахождении охотника в охотничьих угодьях.
В данном случае хочу обратить внимание, что является автомобильной дорогой. Согласно статье 3 федерального закона N 257-ФЗ от 8.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью,- защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Говоря об автомобильной дороге, следует понимать, что она должна быть включена в перечень автомобильных дорог, то есть являться автомобильной дорогой общего пользования. Постановлением Совета администрации Красноярского края N 205-п от 17.06.2002 года (редакция от 22.12.2016 года) "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края" такой перечень утверждён, в том числе и на территории Нижнеингашского района.
Из вышеизложенного следует, что сам факт передвижения по автомобильной дороге общего пользования к месту охоты, в случае пересечения границ иных охотничьих угодий, не может является противоправным действием, а значит, не образует состава административного правонарушения за нарушение правил охоты.
Всё вышеперечисленное подтверждает многочисленная судебная практика. В данной статье хотелось бы затронуть ещё один очень важный, на мой взгляд, вопрос.
В 2022 году окончательно прекратилась полемика по поводу того, может ли государственный охотинспектор останавливать, осматривать и досматривать автотранспорт в охотничьих угодьях. Ответ однозначный - может. По действующему законодательству для остановки транспортного средства на территории охотугодий присутствие работника полиции не обязательно.
На территории охотничьих угодий государственные и производственные охотинспекторы имеют право производить остановку и с разрешения владельца произвести осмотр транспортного средства. Это закреплено в статьях 40, 41 федерального закона "Об охоте" и пункте 5 Правил охоты.
Для сведения охотников: осмотр заключается в визуальном обследовании транспортного средства, орудий охоты, продукции охоты и перевозимого груза без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей. Он проводится без участия понятых и чаще всего - без применения фото- и видеофиксации (хотя их применение не исключается).
Водителю при этом предлагается добровольно предоставить охотинспектору возможность визуально осмотреть автомобиль и предполагаемые места перевозки груза, конструктивно для этого предназначенные - салон, багажник или кузов.
Если владелец машины отказался от осмотра, а у инспектора есть основания полагать, что люди в салоне осуществляли охоту (на это могут указывать соответствующая экипировка, наличие оружия, собак и прочее), то госохотинспектор может произвести досмотр транспортного средства и без согласия водителя, но без нарушения его конструктивной целостности (статья 27.9 КоАП РФ). Досмотр проводится в присутствии понятых или с использованием видеофиксации. Документы на транспортное средство не проверяются.
Во время как осмотра, так и досмотра автомашины её владелец вправе вести видеосъёмку действий инспектора. Результаты фиксируются в протоколе досмотра. Его копия вручается владельцу машины.
При осмотре владелец сам открывает капот, багажник, бардачок и двери. Инспектор может только попросить подвинуть вещи или открыть, например, сумку.
В случае досмотра инспектор всё это может сделать сам, но обязательно с участием понятых или видеосъёмки, поясняя все свои действия. И при этом присутствие сотрудника полиции необязательно.
При выполнении действий, связанных с осмотром транспорта либо досмотром, возникает необходимость проверки оружия и сверки его номера с разрешением. Для этого охотник по требованию государственного или производственного охотинспектора обязан разрядить оружие (если оно находится вне автотранспорта) и предоставить его для осмотра и сверки номеров. Осмотр производится визуально, ружьё находится в руках владельца.
Это требование закона "Об оружии". А вот охотбилет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, путёвку и документ на хранение и ношение оружия требуется передавать в руки инспектору.
Добавлю, что на дороге общего пользования охотинспектор не вправе останавливать транспортное средство. Таким право наделён сотрудник полиции в соответствии со своими полномочиями.
В завершение хочу обратить внимание всех охотников на то, что действия охотинспектора правомерны всегда, если эти действия выполняются на территории охотничьих угодий в соответствии с его правами и полномочиями.
Виктор КЛИМОВ.
Нижнеингашский район. Красноярского края.
Прочитать статью в газете "Победа", побудившую автора вступить в полемику на страницах "КР" (в районке отказали в праве на публикацию иного мнения), можно по ссылке.