В 1876 году Белл изобрел телефон и страдал от того, что не мог позвонить жене и матери, которые были глухими. Так и Наполеон страдал что не мог позвонить правителю России.
"Александр! Мы любили друг друга…", — письмо с этими словами Наполеон напишет российскому императору незадолго до смерти, уже будучи узником острова Святой Елены.
К сожалению инсту уже тогда запретили и обмен всем прекрасным осуществлялся по старинке - на конях. Наполеон присылал Александру описания своего Итальянского и Египетского походов с гравюрами, а вот архитекторы Персье и Фонтен с разрешения Наполеона через французского посла в Санкт-Петербурге посылали императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
А в Париже, да и во Франции в целом тогда главенствовал Ампир (Empire — «имперский стиль»). Имперские амбиции Наполеона помимо внешней политики, находят отражение и в архитектуре. Здесь идет прославление побед Франции, и отождествление с Римской империей. Вообще, в России в ту пору была мода на все французское. И люди читавшие знаменитое многостраничное и многострадальное(для тех кто читал в школе) произведение Толстого (я тут надолго задумался, как в текущих реалиях писать это название потому оставим так), не усомнятся в этом. Вообще у русских правителей, по-моему просматривается некая тенденция, дружить с теми с кем будем воевать.
Ну и выходит так, что видимо Александр вовремя не поставил лаечку Бонапарту и началась война 1812 года.
После окончания войны, в 1814 году в Париже Александр встретился с Фонтеном и, ещё до прихода союзных армий в Париж, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью — проектов интерьеров, мебели и «разных монументов» — с дарственной надписью: «Благородному императору Александру и храброму российскому воинству».
Эти альбомы хранились в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге (ныне в библиотеке Эрмитажа), они оказали существенное воздействие на работу мастеров «русского ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 году (когда ампир уже нафиг никому не нужен).
Персье и Фонтен после поражения Наполеона стремились на русскую службу, но российский император предпочёл им в то время никому не известного О. Монферрана, который также преподнёс монарху свой «Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I».
На волне победы над наполеоновской Францией имперский стиль стал олицетворять торжество государственности, монархической власти. Русский ампир должен был продемонстрировать властителям Европы, что теперь Россия является наследницей Рима (Москву называли третьим Римом, а Петербург – четвертым Римом). Победа над самой сильной армией Европы (наполеоновской) доказала это право.
Ампир в России стал первой идеологической архитектурой (это уже потом придет тов. Сталин, но об этом позже). Все эти триумфальные арки просто кричали о победах русской армии.
Российский ампир смог воплотить основную идею Петра Великого – воспеть мощь Российской империи. Однако русский ампир отличался большей живописностью и изяществом.
Наиболее интересной постройкой этого стиля, на мой взгляд, является Казанский собор. Воронихин, смог скопировать в одно здание сразу собор Святого Петра в Риме и колоннаду Бернини (что на площади перед ним).
Собор, конечно, должен был выглядеть чуть больше, нежели получился. Вот его первоначальный план:
Позднее различные иностранные походы откроют новые веяния в архитектуре, о которых мы уже поговорим в следующий раз.