Иссык-Куль встретил неприветливо. Штормит. По небу ходят косматые облака причудливой формы. И что странно, зайдя в «ворота» между двумя хребтами, они расходятся налево и направо, покрывая Терскей–Алатау и Кунгей- Алатоо. Над озером круговорот воздушных масс. Вид на горы мало радует. Вершины, перевалы не просматривается. Лето сюда пришло нынче позднее обычного. А на следующее утро погода стояла погода еще хуже. С побережья видно, что за ночь в горах выпал снег. А мы в этот раз одеты легко, в расчете на знойную погоду прошлого года. Сегодня заброска на автобусе в ущелье, откуда мы и начнем свой маршрут.
День первый
Идем вдоль ручья. Утренняя прохлада «гусиной кожей» пробегает по рукам. Тропа сразу начинает подъем по ущелью. Горы все ближе подступают к ручью Иж. Нас на этом маршруте две группы: кроме нас еще артёмовцы. В нашей группе только мужчины, семь человек. Двое впервые участвуют в категорийном походе. Главное, как они себя поведут на маршруте, как на них подействует высота? Вот Олег Фертиков держится впереди, Андрей Мартьянов чуть поодаль. Видно, что ему пока не совсем уютно. Нелегко даются первые километры. А ручей совсем расшумелся, вода снует между камнями.
Встретили чабана. Встретить человека в горах всегда радость. Только нам на этой встречи радостней не стало. Оказывается, вчера нас завезли не в ущелье реки Кабырга и впереди перевал. А по карте все так сходилось! Впрочем, ущелье мало чем отличаются друг от друга. Теперь, чтобы выйти к Дюре, необходимо преодолеть не менее двух перевалов на запад. Леса нет - обзор хороший. У одной из кошар поинтересовались местонахождением реки, на что получили крученый ответ: - Туда пойдешь, гора найдешь - дорога увидишь, от дорога уйдешь - юрта найдешь, у юрта спросишь.
По обычаю горцев женщина предложила кумыс. Юр Саныч не отказался. Потом стал меняться в лице, будто съел лимон. Попытался благодарно улыбнуться, но это у него получилось кисло.
Только к вечеру вышли к Дюре. Быстро начало темнеть, стало прохладно. Впечатления от минувшего дня хорошее. Очень хороший обзор.
День второй
Сегодня предстоит пройти перевал Дюре (3800 метров). Кругом ни одного кустика. Вот впереди обозначился перевал. Приближаясь, уже изучаем его. Горы вокруг громадами-владыками обступают нас. Идти становится все труднее. Жарко. Вспоминаются слова песни – «Здесь вам не равнина, здесь климат иной». На одном из перевалов артемовцы учредили «приз». За быстрое восхождение на перевал вручается победителю майка лидера с трафаретом «перестройка-1988». А что, актуально! Ну здесь, конечно, началась гонка – никто не хотел отставать. Впереди маячит Юр Саныч, за ним Женя Подоксенов. Чуть в стороне, параллельным курсом – соперник Сашка. Темп ускоряется. Колонна из 19 человек начинает растягиваться, рваться. Камышловцы идут кучно. Это хорошо, молодцы!
Перевал совсем рядом, еще минут десять ходу. Дышится тяжело, не хватает воздуха. Здесь уже высокогорье. И давление атмосферное другое, и кислорода меньше. Остались считанные метры. Юр Саныч ставит шаг и берется за фотоаппарат. Мимо на всех парусах Женька и артемовский Сашка. Один за другим подходят наши ребята. Вот и Андрей, сверкая коленками, совершает первое в своей жизни восхождение. Все! Мы в сборе, майка наша. А что там, по другую сторону перевала? «Лучше гор могут быть только горы», - снова В. Высоцкий, и лучше не скажешь. Мы стоим на краю снежника. Перед нами справа, от самой вершины (более 4000 метров) до подножья горы навис ледник. Свистящий ветер, сверкающий снег и лед, необозримые просторы – все это создает картину дикой природы, картину первозданной красоты. Завороженно глядим на это чудо природы. Ведь рядом с ледником мы стоим впервые. Год назад мы рассматривали его только в бинокль.
День третий
Вышли на маршрут раньше артемовцев. Увидимся только через шесть дней в лагере, на озере.
Приветливо греет солнышко. Начинает припекать. Настроение отличное. Путь нетрудный между хребтами Заилийский и Кунгей. Высота 2500 метров, но вдруг подул холодный ветер, облака опустились к земле и своими космами цепляются за нее. Где-то идет снег, это отчетливо заметно. Надо утепляться. Надели на себя все, что было теплого. Помечтали о варежках, да и под носом стало что-то «потеть».
Олег Фертиков идет значительно впереди группы, объясняя это острым желанием побыстрее быть на Иссык-Куле, да и местность значительно равнинная, вокруг Альпийские луга.
В полдень вышли к реке Северная Койсу. С помощью веревки переправились вброд. У одной из юрт все угостились кумысом. Решили, что виски со льдом, наверное, лучше.
Идем дальше, с самого утра не видели ни одного кустика. А ведь надо и костер разжечь, пора бы и подкрепиться.
Уперлись в какую – то насыпь. Это следы последнего селя. Огромная многотонная лавина из камня, спустившись по ущелью, перегородила все пространство, до самого берега реки. А ведь это сотня метров. Да и высота приличная, выше пятиэтажного дома. По узкой тропе взбираемся на эту «грядку». Тропа идет подковой, по кругу. Начинает смеркаться. Не хотелось бы ложиться спать без костра, без горячей пищи. Ну вот, кажется спуск. Осторожно, чтобы не сорваться, спускаемся, видим оставленную чабанами стоянку. Здесь и топливо, ручеек рядом. Наконец-то!
День четвертый
Сегодня будем на высокогорном озере Джасык-Куль. Это опять под 30 километров, а что делать? Леса нет, без костра худо, тепла-то хочется.
Ледники на фоне синего неба сверкают ослепительно. Сверяем с местностью карту. Да, это здесь, в котловане, перед ледниками и находится озеро. Подходим к реке Аксу, и... попытка перейти сходу, как делали до этого, была неудачной. Зашедшего в воду Женю Подоксенова буквально сшибло с ног. Быстро страховочной веревкой вытаскиваем обратно. Купание в ледяной воде не из приятных, но и Женя у нас не простой первопроходец. Ищем другое место переправы.
Слышим, как вода гулко ворочает камни на своем пути. Скорость течения не менее 5 метров в секунду. Появился чабан на коне. Вызвался помочь перевезти нас. Но когда узнал, что «напитков» у нас нет (скромный парень), от благих намерений отказался. Но все-таки перевез на другой берег Женьку. Как еще коня не унесло водой!? Ну раз на той стороне свой человек – это уже лучше. Хотя настроение в группе заметно упало. Это нам не Рио-де-Жанейро. Вот Юр Саныч засобирался переправляться. Каково ему будет? Посмотрим, учтем, придем к выводу.Шум воды стоит такой, что голоса не слышно. Вот он знаками договаривается с Женькой о страховке с того берега, с Олегом Трифановым – с этого. По сигналу перебегает вдоль веревки на островок из камней. Дальше – сложнее.
Нужно пройти основное русло. Здесь требуется переправа способом «маятник». Меняем страховку. Главное, чтобы сейчас Женька устояла на ногах, пока Юр Саныча полощет в воде. Пошел. Вода ударяет в бедра, живот, перехватывает дыхание. Только бы Женька устоял! Ну, Женька, здорово!
Теперь все проще. Натянув веревку через спины, челноком переправляем на карабине рюкзаки. Вода прибывает. Теперь налегке надо переправиться остальным. Пройти по дну, держась за веревочное перила, дело безнадежное. Вот Лешу Лотова смыло. Так и перебирается руками по веревке. Обстановочка самая боевая. Остальных перетягиваем по основной веревке челноком. А вот Александр Прожерин опять дал маху, опять как на областном турслете, не смог связать грудную обвязку. Ладно Олег Трифанов помог.
Ширина реки всего-то 8 метров, но 1,5 часа ушло на выбор места переправы и переправу. Немного оттаяв, двинулись по тропе к озеру Джасык-Коль.
День четвертый
Внизу хрустальной пенистой струйкой несется ручеек. Вот мы уже среди ледников. Непроизвольно замедляем шаг. Ничего подобного раньше видеть не приходилось. Внизу, как в кратере, сверкая на солнце, отражая прилегающие горы, покоилось озеро с водой зеленого цвета. Озеро ледникового происхождения. Не видно, что бы в него впадали ручьи. Впрочем, вон сверху шумит поток, но на середине склона исчезает. Вода, фильтруясь среди камней, попадает в озеро незаметно для глаза. Само же озеро образовалось либо от сильного землетрясения, либо после мощного селя, который перегородил ущелье.
Да, но ведь и здесь нет дров. Вон дяди из Москвы и Волгограда ползают по кручам в поисках сухой травы на костер. Следуем их примеру. Для огня же жертвуются ненужные уже кроссовки.
Ночью здесь отличный вид на звездное небо, звезды большие-большие.
День пятый
Поднимаемся к перевалу Чон-Аксу (4150м). Где по тропе, где по валунам поднимаемся все выше и выше. Исторический момент. Туристы Гренады впервые идут к перевалу, по леднику. Время близко к полудню. А ручейки уже бойко текут по леднику. На льду видны камешки синего, красного, зеленого цветов. На ходу запасаемся ими. Пригодятся для музеев. А место здесь бойкое. Одну за другой обходим группы туристов, идут и семьями.
По колонне пронеслось :
- Лешка отстал. Кажется, ему нездоровится. Горная болезнь (заторможенность, слабая реакция) дает о себе знать. Олег Трифанов, молодец, не обходит Алеху, морально поддерживает его. Олег, замыкающий в колонне, отлично справляется со своей ролью, да кстати, Олег и Саша Прожерин идут в этом походе молодцом, то ли потому, что второй раз на Тянь-Шане, то ли опыта больше, но за весь поход у обоих не наблюдается спадов настроения, активности. Идут, как по Уралу.
Подождали Олега с Алексеем, но отдыхать особенно некогда – ледник уже «поплыл». Мы почти наверху. Это чувствуется по порывам ветра. Впереди лежит ледяное плато, перевал. Наш перевал должен быть левее. Да, вот он, с нашей стороны снега на нем нет.
Перешагивая через трещины на льду, поворачиваем к перевалу, поднимаемся по тропе. Леша просит привал. Отдых. Ставим его впереди колонны. С каждым шагом поднимаем высотный потолок камышловских туристов. Отметка 4000, 4150 метров. Перевал. Резкий ветер рванул рюкзаки. Вот оно, царство льда и ветра, скал и облаков. Хочется «расправить крылья», но они, наоборот, сложились: холодновато. Ищем укрытие от ветра и уже оттуда созерцаем. Впечатление необыкновенное. Из тура забираем записки туристов Латвии. ГДР, оставляем свою.
Под перевалом с группой туристов (оказались, латыши) навели переправу через реку. Переправились хорошо. Как водится разговорились, подружились, обменялись адресами. Нам идти дальше, так как и здесь нет дров. По пути встретили туристов из ГДР, «покалякали» с ними, пожелали друг другу удачи. Красиво немцы оснащены, основательно. Невольно оглядываем себя. На нас не «фирма», но за то мы «уральские крепыши».
На ночлег остановились поздно. У Женьки похоже упадок сил. У него и Алексея поднялась температура за 37. Можно сослаться на горную болезнь, можно и на отсутствие теплой одежды, но ситуация складывается, можно сказать, аварийная для такой высоты. Юр Саныч колдует над аптечкой. Утро вечера мудренее.
День шестой
Первым делом меряем температуру… Порядок! У всех в норме. В таком случае нам по силам сегодня закончить маршрут (на два дня раньше).
Началось Григорьевское ущелье, известное своей красотой, живописными скалами, вдоль реки Чон-Аксу. Все ближе лес. Первая мысль: - Дров-то сколько! Вот обозначилась дорога. В походе не обошлось без мозолей. Даже Олега Фертикова не видно впереди, все ясно, рвется к озеру. Вот и Андрей Мартьянов закосолапил. Самый «раненный» - Женя. Останавливаемся, «зализываем раны» перед последним переходом. Только Александр Прожерин бодрствует. В ущелье значительно теплее. Но на купание еще не тянет.
К вечеру были в лагере. А на следующий день нас ожидала поездка вокруг озера Иссык-Куль.
Пройден очень интересный маршрут с перевалами, ледниками, переправами. Это самый яркий поход за пределами области. В этот раз мы удовлетворены. Мы были в горах!