Найти тему
Русская армия. История.

Как разоблаченный Сталиным агент белогвардейцев сумел угнать автомобиль и бежать

Сталин на фронте под Царицыным в 1918 году.
Сталин на фронте под Царицыным в 1918 году.

Советская пропаганда в фильме "Царицын" рисовала Анатолия Носовича малоприятным хитрым человеком, которого мудрый Сталин смог раскусить. В 1918 году в Царицыне на стороне красных действительно служил бывший царский генерал Анатолий Носович. Носович, на самом деле, первое время пытался всеми силами не допустить передачи какого-либо военного имущества немцам.

Затем, с таким же рвением он обводил большевиков вокруг пальцев: саботировал приказы и занимался "вредительством". Причем, по его воспоминаниям, это не составляло ему особого труда, так как его противники были:

Неразвитые, завистливые от природы и исключительно самолюбивые, видевшие своего соперника, они, каждый в отдельности, больше ненавидели этих своих "товарищей", чем меня (Носович А.Л. Белый агент в Красной армии: Воспоминания, документы, статьи)
Анатолий Леонидович Носович
Анатолий Леонидович Носович

Все изменилось, когда в Царицын прибыл Сталин. Носович сразу понял, что перед ним достойный противник. Сталин сразу же арестовал практически весь штаб СКВО и приближенных к Носовичу офицеров. Никто из них, кроме Носовича, не был агентом "белой разведки". Но многие симпатизировали белой армии и могли в любой момент перейти на сторону противника. Кроме того, Носович использовал их в своей игре.

Сталин - образованнейший, умный, хитрый, весьма изворотливый и не стеснявшийся в средствах большевик... (Носович А.Л. Белый агент в Красной армии: Воспоминания, документы, статьи)

К счастью за арестованного Носовича и других офицеров вступился Троцкий. Носович был переведен в резерв в распоряжении Главкома Троцкого с июня по сентябрь 1918. Что и позволило генералу совершить блестящий и дерзкий побег от красных к своим.

Сталин в Царицыне 1918 год
Сталин в Царицыне 1918 год

А дело было так: 11 октября 1918 года Носович под предлогом осмотра линии фронта выехал на своем автомобиле вместе с шофером и своим адъютантом к боевой линии. На месте он заявил, что следует лучше ознакомиться с местностью, чтобы изучить ландшафт для предстоящего наступления. Комиссару эти доводы показались убедительными и тот согласился.

Возле Нижнего Кисляя Носович заметил казаков о чем и предупредил остальных:

Все стали вглядываться вперед, но автомобиль ходу не убавил. Носович обращается к шоферу и говорит: "Вот что, в случае нападения, Вам нельзя будет обороняться, так как вы управляете. Дайте-ка револьвер мне. Мне удобнее действовать. Шофер отдал револьвер. Тогда Носович обращается к комиссару и говорит: "Я буду наносить на карту расположение противника, а Вы возьмите бинокль и наблюдайте... На всякий случай дайте-ка мне Ваш револьвер, а то Вам, держа в руках бинокль неудобно действовать!" (Носович А.Л. Белый агент в Красной армии: Воспоминания, документы, статьи)
Носович второй снизу в компании офицеров
Носович второй снизу в компании офицеров

Естественно, все это было уловкой. Носович отдал второй револьвер своему адъютанту а второй направил на комиссара. Адъютант приказал шоферу ехать прямо к казакам. Правда казаки не особо поняли кто перед ними и сразу намеревались расстрелять всех "гостей" из автомобиля. Кое-как удалось уговорить их отвести Носовича к офицеру.

Правда и это не особо помогло. Когда Носович сообщил, что он бывший царский офицер и генерал, то его предали суду за службу большевикам. Белый агент даже писал генералу Денисову. Денисов ответил, что никакого генерала Носовича не знает, "а знает "товарища Носовича", с которым и обращаются, как то подобает товарищу...".

Около месяца шло разбирательство. За это время сведения, которыми располагал Носович безнадежно устарели. Агента хотели расстрелять свои же, но помогла случайность. В камеру где он содержался поместили за пьянство адъютанта полковника Страдецкого. Адъютант назвал Носовича изменником за что тот его ударил. Адъютант, после освобождения, нажаловался на приговоренного к расстрелу Носовича полковнику.

Белогвардейцы на конях
Белогвардейцы на конях

К счастью оказалось, что именно полковник Страдецкий был в курсе подпольной работы Носовича. К нему сразу же отправились несколько офицеров, которые дали показания в суде, которые и помогли спасти белого агента от расправы. В конечном итоге сам Носович был крайне возмущен тем, как налажена работа в штабе белой армии и какой разлад и недопонимание творится между белыми офицерами.

По его словам захватившие его казаки были не столько увлечены ценными сведениями, которые он мог предоставить, сколько дележкой автомобиля, на котором он приехал. После поражения Белого движения Носович благополучно перебрался во Францию.

Носовича печатала Белая пресса. Но, что удивительно, напечатала вырезки из его мемуаров и Советская пресса. В 1936 году в руки Сталина попал доклад, где Носович рассказывал о своей работе.

Позже в белой прессе Носович был напечатан под псевдонимом Черноморцев. В некоторых статьях он хвалил Сталина за ум и дальновидность. Эти "хвалебные цитаты" частично и были подхвачены советской печатью с пояснением: "смотрите, что о нас думают враги".

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.