Найти тему
Галина Дегтерева

Использование "Словаря характеристики литературного героя" на уроках чтения в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием "Моя шкатулка: справочник" Бершанской О.Н., Дегтеревой Г.Д. В данной работе представлены приемы работы со "Словарем характеристики литературного героя", способствующие повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи и формированию начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Согласно изменениям, внесенным во ФГОС НОО приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 29 декабря 2014 г. № 1643, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать в т. ч. формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. [1, C. 5]

-2

В примерной основной образовательной программе начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)) в списке метапредметных результатов указано, что каждый выпускник начальной школы научится "осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников", "ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках"; выпускник получит возможность научиться "работать с несколькими источниками информации", "сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников" [3, C. 17, 22].

В настоящее время не все учебно-методические комплекты содержат задания, направленные на формирование УУД, поэтому перед педагогами встаёт вопрос: как органично выстроить работу по формированию УДД в образовательном процессе?

Решить данную проблему помогает учебно-методическое пособие "Моя шкатулка: справочник" Бершанской О.Н. и Дегтеревой Г. Д. Справочник содержит лексико-методический и литературоведческий материал, способствует повышению качества литературного анализа произведения, развитию эмоциональной сферы учащихся, их творческих способностей, расширению лексического запаса школьников, развитию связной речи.

-3

Это пособие помогает учителю эффективно организовать разные этапы урока литературного чтения и русского языка и формировать УУД разных блоков. Актуальность справочника обусловлена ограниченностью лексического запаса современного школьника. Многие педагоги сходятся во мнении, что словарь учащихся беден и не выходит за рамки бытового уровня. Справочник "Моя шкатулка" богат лексическим материалом. С помощью страниц пособия любой учащийся подберет нужные слова для описания времени года, человека, домашнего питомца, для характеристики литературного героя и оценки его поступков. "Словарь характеристики литературного героя" составлен на основе требований примерной программы по литературному чтению и планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.

В примерной программе по литературному чтению в разделе "Работа с текстом художественного произведения" обозначено: "Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту", "Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь" [3, C. 44].

Слова в «Словаре характеристики литературного героя» сгруппированы по темам: отношение к другим, к себе, к вещам, к труду, волевые, нравственные и эмоциональные качества. Кроме того, слова распределены на группы «синонимы-антонимы».

-4

Учителю следует при работе с данным словарем проводить работу от общего к частному: подбирать подходящие ключевые слова сначала на одной странице, далее на двух, трех. Аналогичную работу следует проводить и по подбору синонимов к ключевым словам. Когда эти этапы работы будут усвоены учащимися, они смогут самостоятельно подбирать подходящие слова в данном словаре.

Рассмотрим примеры заданий, с использованием "Словаря характеристики литературного героя". На уроке литературного чтения в 3 классе по теме: Н.А. Артюхова "Трусиха" учащиеся могут воспользоваться "Словарем характеристики литературного героя" для определения ключевых слов его характеристики.

Фрагмент анализа произведения.

У: Почему Валю не брали в игру?

Д: Валю не брали в игру, потому что она была трусливая.

У: Подтвердим ваш ответ словами текста.

Дети зачитывают подтверждение из текста: "Валю в войну играть не принимали – ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках".

У: Какой была Валя в начале рассказа, нам поможет ответить наша Шкатулка на стр. 118.

Черты характера отражающие волевые качества человека:

-5

У: Прочитаем группу слов смелый - трусливый.

У: Какие слова нам помогут?

Д: Трусливая, боязливая, пугливая.

У: Используя выбранные слова, составьте предложение.

Д: В начале рассказа Валя была трусливая, боязливая, пугливая.

Выполняя данное задание, ученики упражняются в построении логически оформленного высказывания. Анализируя и оценивая поступки и действия главных героев, они пополняют запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.

-6

На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров, мы формируем у детей духовно-нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Важно, чтобы ученики научились полноценно воспринимать художественное произведение. Они должны с помощью воображения представить, описанную автором жизнь и пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями. Важно строить уроки литературного чтения так, чтобы рассуждения учеников о собственном отношении к прочитанному пронизывали всю работу над текстом. Так, для подбора слов характеристики другого (литературного героя), при знакомстве с рассказом с басней И.А. Крылова можно предложить ученикам следующее задание.

У: Используя план, составьте с помощью "Словаря характеристики литературного героя" характеристику муравья и стрекозы.

У: Прочитаем план.

Д: План

1. Черты характера, отражающие отношение к труду, к делу.

2. Черты характера, отражающие волевые качества.

3. Черты характера, отражающие отношение к себе. [1, C. 73]

-7

Таким образом, использование данных и многих других заданий, направленных на развитие речи младших школьников и пополнение словарного запаса, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение самостоятельно добывать информацию, повышает интерес к самостоятельной читательской деятельности. Работа со "Словарем характеристики литературного героя" на уроках чтения в начальной школе способствует формированию у учащихся умения исследовать литературный текст, формулировать и высказывать собственные суждения. Все это ведет к пониманию смысла текста учащимися, адекватному оцениванию поступков действующих лиц, а, следовательно, наиболее осознанному чтению.

Литература:
1. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник. Методические рекомендации для учителя.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2015.- 128 с.
2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка: справочник.- Киров: ООО «Кировская областная типография», 2014.- 144 с.: илл.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – 223 с.

Для заказа учебного пособия “Моя шкатулка:справочник” вы можете написать мне в сообществе ВКонтакте. Данное пособие можно приобрести только у авторов.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!

#УЧИТЕЛЬ #НАЧАЛЬНАЯШКОЛА #ПЕДАГОГИКА #УРОКРАЗВИТИЯРЕЧИ #РУССКИЙ ЯЗЫК