Концерты для необычных инструментов, пышные и трагичные оперы, проникновенные духовные песни — все это есть в барочной музыке. В статье знакомимся с ярчайшими композиторами барокко и слушаем их выдающиеся произведения.
Антонио Вивальди
Вивальди родился в Венеции в 1678 году, его отец, работавший цирюльником и скрипачом, стал первым учителем Антонио. Вивальди начал сочинять музыку еще в подростковом возрасте. А в 25 лет он начинает преподавать в школе-интернате для беспризорных девочек, где проработает с перерывами 30 лет. Именно для школьного оркестра Вивальди напишет гигантский корпус своей инструментальной и духовной музыки.
После 40 лет Вивальди стал настоящей звездой и как композитор, и как скрипач: он получил капельмейстеский титул в Мантуе, играл в Риме перед Папой, был в Богемии, Австрии и разных точках Италии, сочинял оперы, получал заказы от французской королевской семьи, познакомился с императором Карлом VI Габсбургом (отцом будущей императрицы Марии Терезии).
«Времена года»
«Времена года» — это четыре скрипичных концерта, которые вошли в сборник «Поединок гармонии с изобретением» 1725 года. Маленькие трехчастные концерты — «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» — снабжены вписанными прямо в ноты поэтическими строчками. В каждом концерте «спрятан» сонет, в стихах излагающий образы, которые рисует музыка. Автор стихов неизвестен; им мог быть сам Вивальди.
В «Весне» журчат ручьи и чирикают птицы 👇
В «Лете» жалуется осовевший от жары пастух и гремит знаменитая гроза 👇
«Осень» — время праздника урожая, возлияний и охоты 👇
«Зима» — холодный ветер и конькобежцы, шлепающиеся на лед 👇
Георг Фридрих Гендель
Гендель — еще один выдающийся композитор барокко из Германии. Он родился в семье врача, и его отец хотел, чтобы Гендель стал юристом. Но Георг с детства проявлял способности к музыке и с 10 лет начал брать уроки композиции и игры на музыкальных инструментах.
После смерти отца Гендель продолжал обучение в гимназии, а после все-таки поступил в университет на юридический факультет. Но здесь он окончательно понял, что эта стезя ему не подходит, и он должен заниматься музыкой.
Чтобы расширить свои горизонты, Гендель отправился в путешествие: сначала он жил в Гамбурге и работал в местном оперном театре, где написал свои первые оперы. Потом он три года провел в Италии, а после отправился в Лондон. В Великобритании Гендель продолжал жить и работать до конца своей жизни.
Опера «Ринальдо»
Эту оперу Гендель создавал, уже находясь в Лондоне: «Ринальдо» стала первой оперой композитора для английской сцены. Либретто писал итальянец Джакомо Росси на основе рыцарской поэмы о первом Крестовом походе «Освобожденный Иерусалим». Впрочем, от сюжета поэмы осталось довольно мало: Аарон Хилл, руководитель Королевского театра, где ставили оперу, внес много правок.
Опера «Ринальдо» шла с огромным успехом в Лондоне в течении шести лет — с 1711-го до 1717-й. В 1715 году оперу перевели на немецкий и исполнили в Гамбурге, тоже с бурным успехом.
Новая волна популярности пришла к опере в 20-м веке, благодаря Генделевскому обществу. В 1950-е годы начали более-менее регулярно ставить оперы Генделя. «Ринальдо» была одной из первых и с тех пор достаточно плотно вошла в репертуар мировых оперных театров. Особенно популярными стали арии Lascia ch’io pianga и Sibilar gli angui d'Aletto.
Сюиты «Музыка на воде»
«Музыка на воде» — это три сюиты, объединенные под общим названием. Точное время их написания неизвестно, но это был период между 1715-м и 1717-м годом. «Музыка на воде» сопровождала прогулки по Темзе короля Георга I.
Сюиты исполняли прямо на реке: и музыканты, и король располагались в лодках. Отсюда появилось предположение, что тихие и громкие части сюит исполнялись в прямой зависимости от удаленности кораблика с музыкантами от кораблика короля: тихие играли, когда музыканты были близко, громкие — когда музыканты от короля были далеко. И сама музыка, действительно, получилась очень водная, волнующая.
Иоганн Себастьян Бах
Бах родился в 1685 году, в один год с двумя другими великими композиторами — Георгом Фридрихом Генделем и Доменико Скарлатти. Семья Баха была музыкальной: среди его родственников были органисты, придворные музыканты в разных немецких княжествах, композиторы. Умер Бах в 1750 году, и считается, что с его смертью ушла эпоха барокко.
В течение жизни Бах работал придворным музыкантом, церковным органистом и кантором церкви в разных частях восточной Германии. Главными местами его работы стали Веймар, Кётен и Лейпциг. Бах оставил после себя огромный корпус работ — более 1000 произведений. Разберем и послушаем некоторые из них.
«Гольдберг-вариации»
«Гольдберг-вариации» начинаются с бесхитростной прозрачной темы, которая называется арией, хотя не поется, а исполняется на клавесине. Ария напоминает старинный испанский танец сарабанду, но необычный, светлый по характеру (сарабанды обычно были траурными).
За арией следуют 30 вариаций на нее. Будто в калейдоскопе чередуются галантные танцы, миниатюрные фуги и другие полифонические фокусы. В конце, словно пройдя полный круг метаморфоз, снова звучит ария.
Долгое время «Гольдберг-вариации» не были знакомы широкой публике. В 1955 году канадский пианист и композитор Гленн Гульд сделал на лейбле Columbia запись этого цикла, которая потрясла мир. Теперь «Гольдберги» — часть не только интеллектуальной, но и поп-культуры: например, их можно услышать в фильме «Молчание ягнят».
«Бранденбургские концерты»
Бранденбургские концерты Баха — это цикл из шести концертов, которые были написаны в 1721 году. Композитор посвятил их Кристиану Людвигу, прусскому принцу из династии Гогенцоллернов, маркграфу Бранденбург-Шведтскому. Эти концерты примечательны не только своей структурой и устройством, но и тем, как избирателен Бах в отношении инструментов, которые он использует. Здесь достаточно большой набор тембровых сочетаний, позволяющий отразить множеств чувств и красок.
Например, пятый концерт Бах решил создать, чтобы продемонстрировать возможности нового клавесина, который он привез из Берлина. Мастер, который сделал этот инструмент — Михаэль Митке. А в шестом концерте очень необычный состав инструментов. Бах написал его для двух виол да браччо, двух виол да гамба, виолончели и клавесина. К тому времени виола да гамба была уже устаревшим инструментом. Но друг и покровитель Баха, князь Леопольд Ангальт-Кётенский любил играть именно на этом инструменте, поэтому он появился в концерте.
Это была последняя статья из цикла о барочной музыке. Вы также можете прочитать материалы о музыкальных инструментах эпохи барокко и об особенностях музыки барокко. А полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.
Для справки:
Глубже погрузиться в атмосферу эпохи барокко можно на постоянной экспозиции Музея музыки в Шереметевском дворце «Музыкальные инструменты эпохи барокко». Банк ВТБ стал генеральным партнером проекта в рамках социальной программы «Культурная страна».