Найти тему
Shikimori

Ваншот-загадка от автора «Человека-бензопилы»



Фудзимото Тацуки – сравнительно новое известное имя. Мангака прославился благодаря как минимум двум ярким работам: «Огненный удар» в жанре постапокалипсиса и «Человек-бензопила» – абсурдный жестокий сёнен с грядущей аниме-адаптацией от студии MAPPA. Манга про парня-бензопилу тут же вызвала противоречивые реакции, а издательство «Азбука» уже выпустило три книги в официальном русском переводе.


Впереди у Фудзимото вторая часть «Человека-бензопилы» и непосредственно аниме-сериал. Правда, пока есть только крохи информации и о том, и о другом, что также подогревает интерес фанатов.

Сам мангака решил порадовать в перерыве между большими проектами ваншотом «Прощай, Эри». Даже в маленьком формате Фудзимото есть чем удивить.

«Прощай, Эри» – шкатулка с секретом. Сюжет заигрывает с читателем так же, как и сама Эри заигрывает с главным героем – 14-летним парнем по имени Юта. Описать ваншот без спойлеров, сохранив изюминку задумки, невозможно. По сути «Прощай, Эри» – это камера-глазок, снимающая жизнь героя, где сам герой снимает свою жизнь и думает о том, как бы смонтировать фильм об этом. А, возможно, мы вообще видим финальный монтаж на большом экране.

-2

Главный герой Ито Юта получает камеру на день рождения вкупе со странной просьбой от матери. Она больна и хочет, чтобы сын снял остаток её жизни до последней минуты. Герой выполняет просьбу, монтирует из этого фильм с абсурдным финалом и получает вместо похвалы – смех и издёвки. В отчаянии он хочет покончить с жизнью, но загадочная незнакомка на крыше уговаривает его снять новый фильм. И герой вновь повторяет тернистый путь, снимая на этот раз не свою маму, а очаровательную Эри.

«Прощай, Эри» выглядит как кадры плёнки, которые можно вставить в кинопроектор и прокрутить. Если соединить все страницы в единое полотно, то выйдет настоящий фильм – движения героев порой меняются на миллиметры, демонстрируя частоту кадров, а тряска камеры показывается раздвоением изображения. Только некоторые страницы нарушают этот стройный ряд. Они и подсвечивают места, где накал эмоций заметнее всего – шок, радость или горе.

-3

Структура у ваншота очень интересна. Это не просто постоянное ломание 4-ой стены. Персонаж в определенный момент садится рядом с читателем (или зрителем) и вступает с ним в диалог. Например, Фудзимото откровенно передает привет читателю: когда Юта придумывает идею новой ленты, то решает сделать его таким же автобиографичным, как и прошлая работа, а значит свяжет два фильма мета-отсылками специально для удовольствия зрителя. Ровно это же сделал Фудзимото, связав одной этой фразой свою полуавтобиографичную работу «Оглянись» с «Прощай, Эри».

Концовка открытая: читатель не понимает, что случилось. В зависимости от вариантов получаешь даже разные жанры – может, это была история с налётом городской легенды-страшилки. Или же это драма о принятии своих чувств? Есть ли в истории искренность героев, или это – перфоманс, за которым стоит Юта? Любой ответ будет правильным, Фудзимото не ставит рамок для интерпретации, потому что хочет сделать историю игрой.

-4

«Прощай, Эри» – это дань любви кинематографу. В каждую мангу Фудзимото помещает сцену в кинотеатре и отсылки на культовые любимые фильмы. Здесь же он делает кино центром сюжета и его смыслообразующей частью. Герои не просто приходят в кинотеатр, как в «Огненном ударе» или «Человеке-бензопиле», они живут в нём. То ли внутри зала, то ли внутри самого кино.

На отсылки тоже нашлось место. Например, герои держат в руках «Назови меня своим именем», смотрят «Бойцовский клуб», а сама Эри позирует как на постере «Perfect Blue» Сатоси Кона.

-5

«Прощай, Эри» – трогательная история. Каким-то образом Фудзимото удалось создать настоящее кино на страницах манги, дать статичным изображениям динамику и наполнить их эстетикой независимого любительского фильма с шармом неидеального монтажа и дёрганной съемки.

Автор: Любовь Полтавская
Редактор: Лиза Дроздова