Фудзимото Тацуки – сравнительно новое известное имя. Мангака прославился благодаря как минимум двум ярким работам: «Огненный удар» в жанре постапокалипсиса и «Человек-бензопила» – абсурдный жестокий сёнен с грядущей аниме-адаптацией от студии MAPPA. Манга про парня-бензопилу тут же вызвала противоречивые реакции, а издательство «Азбука» уже выпустило три книги в официальном русском переводе.
Впереди у Фудзимото вторая часть «Человека-бензопилы» и непосредственно аниме-сериал. Правда, пока есть только крохи информации и о том, и о другом, что также подогревает интерес фанатов.
Сам мангака решил порадовать в перерыве между большими проектами ваншотом «Прощай, Эри». Даже в маленьком формате Фудзимото есть чем удивить.
«Прощай, Эри» – шкатулка с секретом. Сюжет заигрывает с читателем так же, как и сама Эри заигрывает с главным героем – 14-летним парнем по имени Юта. Описать ваншот без спойлеров, сохранив изюминку задумки, невозможно. По сути «Прощай, Эри» – это камера-глазок, снимающая жизнь героя, где сам герой снимает свою жизнь и думает о том, как бы смонтировать фильм об этом. А, возможно, мы вообще видим финальный монтаж на большом экране.
Главный герой Ито Юта получает камеру на день рождения вкупе со странной просьбой от матери. Она больна и хочет, чтобы сын снял остаток её жизни до последней минуты. Герой выполняет просьбу, монтирует из этого фильм с абсурдным финалом и получает вместо похвалы – смех и издёвки. В отчаянии он хочет покончить с жизнью, но загадочная незнакомка на крыше уговаривает его снять новый фильм. И герой вновь повторяет тернистый путь, снимая на этот раз не свою маму, а очаровательную Эри.
«Прощай, Эри» выглядит как кадры плёнки, которые можно вставить в кинопроектор и прокрутить. Если соединить все страницы в единое полотно, то выйдет настоящий фильм – движения героев порой меняются на миллиметры, демонстрируя частоту кадров, а тряска камеры показывается раздвоением изображения. Только некоторые страницы нарушают этот стройный ряд. Они и подсвечивают места, где накал эмоций заметнее всего – шок, радость или горе.
Структура у ваншота очень интересна. Это не просто постоянное ломание 4-ой стены. Персонаж в определенный момент садится рядом с читателем (или зрителем) и вступает с ним в диалог. Например, Фудзимото откровенно передает привет читателю: когда Юта придумывает идею новой ленты, то решает сделать его таким же автобиографичным, как и прошлая работа, а значит свяжет два фильма мета-отсылками специально для удовольствия зрителя. Ровно это же сделал Фудзимото, связав одной этой фразой свою полуавтобиографичную работу «Оглянись» с «Прощай, Эри».
Концовка открытая: читатель не понимает, что случилось. В зависимости от вариантов получаешь даже разные жанры – может, это была история с налётом городской легенды-страшилки. Или же это драма о принятии своих чувств? Есть ли в истории искренность героев, или это – перфоманс, за которым стоит Юта? Любой ответ будет правильным, Фудзимото не ставит рамок для интерпретации, потому что хочет сделать историю игрой.
«Прощай, Эри» – это дань любви кинематографу. В каждую мангу Фудзимото помещает сцену в кинотеатре и отсылки на культовые любимые фильмы. Здесь же он делает кино центром сюжета и его смыслообразующей частью. Герои не просто приходят в кинотеатр, как в «Огненном ударе» или «Человеке-бензопиле», они живут в нём. То ли внутри зала, то ли внутри самого кино.
На отсылки тоже нашлось место. Например, герои держат в руках «Назови меня своим именем», смотрят «Бойцовский клуб», а сама Эри позирует как на постере «Perfect Blue» Сатоси Кона.
«Прощай, Эри» – трогательная история. Каким-то образом Фудзимото удалось создать настоящее кино на страницах манги, дать статичным изображениям динамику и наполнить их эстетикой независимого любительского фильма с шармом неидеального монтажа и дёрганной съемки.
Автор: Любовь Полтавская
Редактор: Лиза Дроздова