Найти тему
МБОУ ООШ с. Чля

Сценарий праздника «Культурное наследие народов России!»

Цель праздника: воспитывать в детях чувство прекрасного, расширить кругозор, воспитывать в них чувство патриотизма, толерантное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей России.

1 ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые родители! 16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди на планете различны, но равны в своих достоинствах и правах. Терпимость означает уважение, понимание богатого многообразия культур мира, языка, общение с людьми и миром с добротой, любовью, терпением.

2 ведущий: На нашей планете - Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

(на экране рисунок на тему «Международный день Толерантности»)

1 ученик:

Толерантность.Что это такое?

Если спросит кто-нибудь меня.

Я отвечу: «Это все Земное,

То, на чем стоит Планета вся.

2 ученик:

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят,

Люди на родной Земле твоей!

3 ученик:

Ведь планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

4 ученик:

Белый голубь в небе кружит

В ясном солнечном тепле.

Здравствуй, праздник, праздник Дружбы

Всех народов на земле!

1 ведущий: - Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живем? (в России)

(на экране появляется географическая карта России)

2 ведущий: - Посмотрите, ребята, какая огромная наша страна!

Широка страна моя Россия,

Много в ней лесов, полей и рек…

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

(на экране появляется картина людей в разных национальных костюмах)

- Наша Россия – многонациональная страна. В ней живут люди разных национальностей и народностей. Национальный язык у нас – русский язык. Ребята, мы совершим сегодня путешествие по народам России. (в зал входит представительница России в русском народном костюме, в руках держит каравай с рушником)

Дорогих гостей встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником!

Каравай мы вам подносим, поклоняясь,

Отведать просим!

1 ведущий: По русскому обычаю гостеприимства, дорогих гостей встречают хлебом с солью и песней. Есть и пословицы о хлебе. В народе говорят: - Есть хлеб…

Дети: - Будет и песня!

- Где песня поется…

Дети: - Там весело живется.

- Кто трудился от души…

Дети: - Веселись теперь, пляши!

2 ведущий: Известно, что в старые времена в Руси существовало около 3-х тысяч русских народных игр. Мы сейчас с вами поиграем в р. н. игру «Гори, гори ясно».

(Русская народная игра «Гори, гори ясно! ») (После игры все рассаживаются на свои места)

1 ведущий: - Ребята, скажите, а в каком краю мы с вами живем?

Учащиеся: В Хабаровском крае, Николаевск – на - Амуре, Чля.

2 ведущий: Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живем, где наш дом родной, где земля родная. Чля – это наше родное село. По-северному суровый и одновременно красивое, а сделало село таким красивым наш талантливый народ (на экране появляется карта Чля, флаг и герб города Николаевска-на-Амуре)

1 ведущий: Люди разных национальностей живут и трудятся в нашем селе.

(Игра «Цветок ДРУЖБЫ»)

2 ведущий: - Ребята, чем же отличается один народ от другого?

Учащиеся: - У каждого народа свой родной язык.

- У каждого народа свои национальные костюмы.

- Свои народные игры.

- У каждого народа свои национальные музыкальные инструменты.

- Есть у них свои песни и танцы, сказки, свои праздники и традиции.

1 ведущий: Около 12 национальностей проживают и трудятся в нашем селе. Все мы живем как одна большая семья, русские и украинцы, нивхи и нанайцы, эвенки и якуты, буряты и осетины, чуваши и башкиры, азербайджанцы и казахи с уважением относятся друг другу – ценят дружбу.

Существует много народных пословиц о дружбе. Какие вы знаете, ребята?

Учащиеся:

1. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (русская народная пословица)

2. «Хороша вещь новая, а дружба старая» (азербайджанская)

4. «Дружба крепче каменных стен» (украинская)

5. «Дружба и братство дороже богатства» (башкирская)

6. «Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни» (осетинская)

7. «Дружба силу добавляет» (якутская)

8. «Хвала и честь тем, кто помогает старшим» (нанайская)

9. «Лошадь-трёхлетка найдёт себе товарища в стаде, а добрый молодец — друга» (бурятская)

(Звучит бурятская народная мелодия)

2 ведущий:

С народом России мы песни поем,

Есть общее в нашем быту и морали,

Один за другим проходили года,

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить!

(Ребенок в бурятском национальном костюме выходит в центр зала. В руках держит пиалу с молоком.)

Ученик:

Бурятское блюдо – белая пища,

Нельзя не отведать никак!

Мы вас угощаем и вам исполняем,

Бурятскую песню сейчас.

1 ведущий: А теперь, послушайте, пожалуйста, как красиво звучит бурятская мелодия. (Дети слушают мелодию на лимбе).

2 ведущий: Среди жителей села есть и других национальностей: украинцы и нанайцы, нивхи, азербайджанцы и казахи… Все мы дружные, правда ведь, ребята? Вот послушайте, пожалуйста, стихи в исполнении учащихся. (на экране картина, с изображением детей в разных национальных костюмах)

1 ученик:

Украина песнями, танцами славится!

Городами, садами, полями…

А какие сады вишневые!

А пшеница в поле – красавица!

2 ученик:

Азербайджан, трудись и пой!

В работе, в песне – мы с тобой!

Чтоб сады твои цвели!

Чтоб била нефть из-под земли!

3 ученик:

Я северянин — нивх,

рожден в чаду метели,

И мне знаком ее протяжный вой,

Вот потому и снятся ели,

И брежу я тайгой.

4 ученик:

А у нас в стране живут

Русский, коми и якут,

И нанаец и мордвин,

И колмык и осетин,

И тувинец и бурят –

Все они дружить хотят!

5 ученик:

Есть слово такое хорошее – «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь добрым и любящим сыном страны!

1 ведущий: Мы живем на земле нивхов и нанайцев. Они занимаются охотой, рыбалкой. У северных народов свои обычаи, песни и танцы, не похожие на русские народные. Они украшают одежду свою из бисера.

1 ученик:

В чащобе,

непролазной и медвежьей,

Ищу я оттиск свежего следа,

То где-то на Охотском побережье

С добычей выбираю невода.

2 ученик:

То вдаль зовут,

где кочевали деды,

Меня неугомонные ветра,

То слушаю старинные легенды

Ночами у рыбацкого костра.

2 ведущий: А теперь настало время играть. Давайте, ребята, поиграем в нанайскую народную игру «Дяпакачери» (Поймай мяч).

1 ученик:

Хорошо ребятам,

Жить в родном краю.

Всей душой мы любим

Родину свою!

Хорошо под солнышком

Жить нам и расти.

Лучше нашей Родины

В мире не найти!

2 ученик:

Нынче день у нас хороший-

Веселятся все кругом.

Пляшут, хлопают в ладоши,

Ну и мы не отстаем!

(Песня в исполнении учащихся «Шире круг! »)

1 ведущий:

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать!

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

2 ведущий: - Ребята, на этом мы праздник заканчиваем. Пусть этот праздник напоминает вам о дружбе, толерантности к людям разных национальностей, чтоб мы уважали, дружили, любили друг друга. Пусть будет мир на Земле!