Цель праздника: воспитывать в детях чувство прекрасного, расширить кругозор, воспитывать в них чувство патриотизма, толерантное, дружелюбное отношение к людям разных национальностей России.
1 ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые родители! 16 ноября 1995 года государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности, которая провозгласила, что все люди на планете различны, но равны в своих достоинствах и правах. Терпимость означает уважение, понимание богатого многообразия культур мира, языка, общение с людьми и миром с добротой, любовью, терпением.
2 ведущий: На нашей планете - Земля огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
(на экране рисунок на тему «Международный день Толерантности»)
1 ученик:
Толерантность.Что это такое?
Если спросит кто-нибудь меня.
Я отвечу: «Это все Земное,
То, на чем стоит Планета вся.
2 ученик:
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят,
Люди на родной Земле твоей!
3 ученик:
Ведь планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово для живых!
4 ученик:
Белый голубь в небе кружит
В ясном солнечном тепле.
Здравствуй, праздник, праздник Дружбы
Всех народов на земле!
1 ведущий: - Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живем? (в России)
(на экране появляется географическая карта России)
2 ведущий: - Посмотрите, ребята, какая огромная наша страна!
Широка страна моя Россия,
Много в ней лесов, полей и рек…
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!
(на экране появляется картина людей в разных национальных костюмах)
- Наша Россия – многонациональная страна. В ней живут люди разных национальностей и народностей. Национальный язык у нас – русский язык. Ребята, мы совершим сегодня путешествие по народам России. (в зал входит представительница России в русском народном костюме, в руках держит каравай с рушником)
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим, поклоняясь,
Отведать просим!
1 ведущий: По русскому обычаю гостеприимства, дорогих гостей встречают хлебом с солью и песней. Есть и пословицы о хлебе. В народе говорят: - Есть хлеб…
Дети: - Будет и песня!
- Где песня поется…
Дети: - Там весело живется.
- Кто трудился от души…
Дети: - Веселись теперь, пляши!
2 ведущий: Известно, что в старые времена в Руси существовало около 3-х тысяч русских народных игр. Мы сейчас с вами поиграем в р. н. игру «Гори, гори ясно».
(Русская народная игра «Гори, гори ясно! ») (После игры все рассаживаются на свои места)
1 ведущий: - Ребята, скажите, а в каком краю мы с вами живем?
Учащиеся: В Хабаровском крае, Николаевск – на - Амуре, Чля.
2 ведущий: Среди просторов нашей большой страны есть край, где мы живем, где наш дом родной, где земля родная. Чля – это наше родное село. По-северному суровый и одновременно красивое, а сделало село таким красивым наш талантливый народ (на экране появляется карта Чля, флаг и герб города Николаевска-на-Амуре)
1 ведущий: Люди разных национальностей живут и трудятся в нашем селе.
(Игра «Цветок ДРУЖБЫ»)
2 ведущий: - Ребята, чем же отличается один народ от другого?
Учащиеся: - У каждого народа свой родной язык.
- У каждого народа свои национальные костюмы.
- Свои народные игры.
- У каждого народа свои национальные музыкальные инструменты.
- Есть у них свои песни и танцы, сказки, свои праздники и традиции.
1 ведущий: Около 12 национальностей проживают и трудятся в нашем селе. Все мы живем как одна большая семья, русские и украинцы, нивхи и нанайцы, эвенки и якуты, буряты и осетины, чуваши и башкиры, азербайджанцы и казахи с уважением относятся друг другу – ценят дружбу.
Существует много народных пословиц о дружбе. Какие вы знаете, ребята?
Учащиеся:
1. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (русская народная пословица)
2. «Хороша вещь новая, а дружба старая» (азербайджанская)
4. «Дружба крепче каменных стен» (украинская)
5. «Дружба и братство дороже богатства» (башкирская)
6. «Кто не живет на родине, не знает вкуса жизни» (осетинская)
7. «Дружба силу добавляет» (якутская)
8. «Хвала и честь тем, кто помогает старшим» (нанайская)
9. «Лошадь-трёхлетка найдёт себе товарища в стаде, а добрый молодец — друга» (бурятская)
(Звучит бурятская народная мелодия)
2 ведущий:
С народом России мы песни поем,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года,
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить!
(Ребенок в бурятском национальном костюме выходит в центр зала. В руках держит пиалу с молоком.)
Ученик:
Бурятское блюдо – белая пища,
Нельзя не отведать никак!
Мы вас угощаем и вам исполняем,
Бурятскую песню сейчас.
1 ведущий: А теперь, послушайте, пожалуйста, как красиво звучит бурятская мелодия. (Дети слушают мелодию на лимбе).
2 ведущий: Среди жителей села есть и других национальностей: украинцы и нанайцы, нивхи, азербайджанцы и казахи… Все мы дружные, правда ведь, ребята? Вот послушайте, пожалуйста, стихи в исполнении учащихся. (на экране картина, с изображением детей в разных национальных костюмах)
1 ученик:
Украина песнями, танцами славится!
Городами, садами, полями…
А какие сады вишневые!
А пшеница в поле – красавица!
2 ученик:
Азербайджан, трудись и пой!
В работе, в песне – мы с тобой!
Чтоб сады твои цвели!
Чтоб била нефть из-под земли!
3 ученик:
Я северянин — нивх,
рожден в чаду метели,
И мне знаком ее протяжный вой,
Вот потому и снятся ели,
И брежу я тайгой.
4 ученик:
А у нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец и мордвин,
И колмык и осетин,
И тувинец и бурят –
Все они дружить хотят!
5 ученик:
Есть слово такое хорошее – «наш».
И пусть ты татарин, якут иль чуваш,
Родился ли русским, мордвой, осетином,
Будь добрым и любящим сыном страны!
1 ведущий: Мы живем на земле нивхов и нанайцев. Они занимаются охотой, рыбалкой. У северных народов свои обычаи, песни и танцы, не похожие на русские народные. Они украшают одежду свою из бисера.
1 ученик:
В чащобе,
непролазной и медвежьей,
Ищу я оттиск свежего следа,
То где-то на Охотском побережье
С добычей выбираю невода.
2 ученик:
То вдаль зовут,
где кочевали деды,
Меня неугомонные ветра,
То слушаю старинные легенды
Ночами у рыбацкого костра.
2 ведущий: А теперь настало время играть. Давайте, ребята, поиграем в нанайскую народную игру «Дяпакачери» (Поймай мяч).
1 ученик:
Хорошо ребятам,
Жить в родном краю.
Всей душой мы любим
Родину свою!
Хорошо под солнышком
Жить нам и расти.
Лучше нашей Родины
В мире не найти!
2 ученик:
Нынче день у нас хороший-
Веселятся все кругом.
Пляшут, хлопают в ладоши,
Ну и мы не отстаем!
(Песня в исполнении учащихся «Шире круг! »)
1 ведущий:
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать!
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
2 ведущий: - Ребята, на этом мы праздник заканчиваем. Пусть этот праздник напоминает вам о дружбе, толерантности к людям разных национальностей, чтоб мы уважали, дружили, любили друг друга. Пусть будет мир на Земле!