В данной статье рассматриваются примеры использования в образовательном процессе электронных ресурсов для формирования коммуникаций между преподавателем и обучающимся. Описывается преимущества и недостатки, основное содержание, особенности организации и применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
Современный образовательный процесс немыслим без применения электронных образовательных ресурсов. Главная цель использования электронных образовательных ресурсов – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен обучающимся. Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе – это обязательная часть работы современного педагога.
В данной статье я затрону несколько примеров использования электронных ресурсов в учебном процессе для формирования эффективной коммуникации с обучающимися.
Большинство студентов нашего техникума зарегистрировано в ВКонтакте, и данная сеть является самым В настоящее время самые популярные соцсети в России — это ВКонтакте, Одноклассники, Skype, Facebookпопулярным и интересным социальным ресурсом, именно ее можно рассматривать в качестве инструмента для учебной работы с молодой аудиторией.
На протяжении многих лет я использую эффективный опыт создания сообществ в ВКонтакте, для работы с группой как классный руководитель, так и предметных групп для студентов разных курсов обучения. Опыт показал себя с положительной стороны, так как в начале был испробован на группах очно-заочного отделения. Студенты всегда могли познакомиться с материалами лекций, практических и контрольных работ. Также в группе очень удобно проводить дистанционно занятия, можно ответить на любые вопросы лично каждому студенту. В сообществах я провожу различные опросы, выставки, конкурсы, размещаю полезную информацию (объявления, расписание консультаций, успеваемость). При необходимости и по желанию в группу могут вступить родители обучающихся и отслеживать информацию. Как преподаватель математики, я часто работаю со студентами индивидуально, если он пропустил занятие или не понял материал. В течении курса весь учебный материал: литература, доступные электронные учебники, презентации, видео уроки хранятся в обсуждениях, поэтому студенты могут воспользоваться ими в удобное для них время. Подведем итоги и выделим преимущества, которые дает обучающимся и преподавателю использование социальной сети с учебной и воспитательной целью:
- социальные сети нужны для открытости образовательного процесса всем его участникам;
- они дают возможность продолжить процесс обучения за пределами техникума (можно работать интерактивно с помощью социальных сетей: проводить коллективные обсуждения, задавать вопросы и получать ответы);
- общаясь в социальной сети с преподавателем, обучающийся ведет себя менее скованно, что позволяет ему задавать вопросы по предмету, не боясь для окружающих выглядеть не знающим или смешным;
- у преподавателя значительно расширяется канал связи и время общения с аудиторией, так как можно быстро оповещать обучаемых о ближайших событиях в учебном процессе. При этом появляется возможность проведения воспитательной работы с прогульщиками и отстающими, так как в социальной сети их можно застать чаще, чем в учебной аудиториии.
Существует множество различных платформ, с помощью которых можно организовать учебный процесс. Одной из них является платформа Zoom, которую можно успешно использовать для проведения онлайн-уроков. В своей работе я использовала данный электронный ресурс для проведения конференций. Он очень удобен и имеет ряд преимуществ. К уроку подключаются все, кто имеет ссылку или идентификатор конференции, поэтому, использование ресурса даёт возможность работать с каждым и со всеми студентами одновременно. Платформа удобна для проведения организационных мероприятий Zoom - позволяет быстро собрать большое количество участников. На платформе доступны различные действия: можно планировать собственный урок, защиту проекта, включать демонстрацию экрана. Положительным моментом при обучении является оценивание детей за работу на занятии. Но при работе на платформе бывают и сбои. Для пользования требуется высокоскоростной интернет. При сильной загруженности ресурса, участники могут периодически «вылетать» с урока или конференции. У участников на приборах возникают проблемы со звуком. Но все эти трудности мы старались преодолеть. В прошлом году мы успешно провели подготовку и защиту дипломных проектов на платформе Zoom и прошли аккредитацию специальности, продемонстрировав знания студентов для экспертной комиссии.
В учебном процессе также начата работа на платформе Moodle. Moodle позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Данная платформа имеет огромный спектр функций и возможностей. Мною размещен учебный материал по всему курсу Математика. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети. Система Moodle требует от преподавателя достаточно большой затраты сил при подготовке разделов курса, однако в дальнейшем позволяет значительно облегчить работу по итоговой аттестации студентов по курсу. Поэтому работа по использованию данной платформы мною будет продолжена и в моей практике будет иметь хороший результат.
Материалы по использованию различных образовательных технологий можно найти на сайте инфоурок.
Формирование образовательных коммуникаций при помощи электронных ресурсов, позволяет предоставить обучающимся более интересный, продуманный и разнообразный материал. Использование информационных технологий Smart Board на уроках математики позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Очень эффективно использовать интерактивную доску на уроках геометрии, например при изучении темы «Многогранники. Сечения в многогранниках». Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. Это значительно увеличивает объем рассматриваемого на уроке материала. При решении неравенств с помощью окружности, методом интервалов, студенты наглядно у доски могут разобрать материал. Эффективно применение интерактивной доски на уроках стереометрии, решение задач с помощью циркуля и транспортира, откладывания углов определенной градусной меры. Таким образом, использование интерактивной доски на уроках позволяет сочетать проверенные методы и приемы работы на обычной доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Наглядность – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание обучающихся.
Можно сделать вывод: формирование образовательных коммуникаций с помощью электронных ресурсов – это один из самых важных результатов инновационной работы в образовательных учреждениях. Практически на любом занятии можно применить электронные образовательные ресурсы и сформировать необходимые знания и компетенции. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать совместную образовательную деятельность по-настоящему развивающей и познавательной. Использование электронных ресурсов позволяет осуществить задуманное, сделать занятие более результативным, чем при использовании традиционных методов.
Список используемых источников
1. Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-407.
2.Маркетинг в социальных медиа. Интернет-маркетинговые коммуникации: учеб. пособие / под ред. Л. А. Данченок. – СПб.: Изд-во Питер, 2013. – 66 с
3. Бухарова, Е.А. Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках математики // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4
4. Кудряшова, Т. Электронные средства обучения: в чём их преимущество над традиционными? // Директор школы, 2004,№7